Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борьба за власть в новом правительстве России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Борьба за положение и власть в новом правительстве Владимира Путина усиливается - либералы соперничают с консерваторами в преддверии запланированного на следующей неделе объявления нового состава кабинета.

Борьба за положение и власть в новом правительстве Владимира Путина усиливается -  либералы соперничают с консерваторами в преддверии запланированного на следующей неделе объявления нового состава кабинета, говорят близкие к правительству источники.


На кону процесс продажи государственных активов на сумму в десятки миллиардов долларов в соответствии с амбициозными планами по приватизации, за которыми пристально следят иностранные и российские инвесторы. План был составлен Дмитрием Медведевым, российским президентом, который вскоре поменяется местами со своим наставником Владимиром Путиным и станет премьер-министром.


Число либерально настроенных союзников в новом правительстве может определить успех Медведева в осуществлении программы реформ, нацеленной на понижение роли  государства в экономике - в центре которой ускоренная программа приватизации на сумму более 32 миллиардов долларов. Это может также определить, сколько времени Медведев продержится на своей новой  должности.


«Хватит ли Медведеву энергичности, своих людей и властных полномочий, чтобы исполнить то, что он объявил своей программой, когда был президентом – вот в чем главный вопрос», говорит один высокопоставленный банкир с тесными связями в правительстве.

Читайте также: Кудрин о необходимых реформах и своей работе в правительстве


После того, как Медведев пошел на сделку и поменялся местами с Путиным, он «похоже, потерял авторитет, и его могут рано или поздно вывести из игры. Единственный способ выжить для него -  постараться что-то осуществить», добавил банкир.


В основе борьбы - расположение команд Медведева и Игоря Сечина, влиятельного вице-премьера, консерватора и соперника Медведева, который долгое время был близким союзником Путина и стремился разными способами задержать продажу госактивов, в то время как российские магнаты нервно пытаются удержать свои позиции.


Один бизнесмен со связями сказал: «Все волнуются. Идет реальная борьба за сферы влияния. Но для этой игры отведен весьма краткий срок.

Все пытаются удержаться на своих позициях. Однако никто не знает, что произойдет, когда состав правительства будет объявлен».

Многие наблюдатели полагали, что дни Сечина, хищного короля энергетики, сочтены после того, как Путин объявил в сентябре прошлого года, что он намерен поменяться местами с Медведевым. Большинство прогнозировали, что Сечин не будет работать в правительстве, во главе которого стоит Медведев.

Смотрите по теме: Ежегодные отчеты правительства в тегах

Конкуренция между этими двумя мужчинами стала открытой в прошлом году, когда ключевая реформа корпоративного управления Медведева, нацеленная на удаление правительственных чиновников из советов государственных компаний, затронула интересы Сечина как председателя «Роснефти», государственной нефтяной компании.

«Они - соперники, - сказал другой высокопоставленный банкир со связями в правительстве. - [Медведев и Сечин] соперничают за признание и за власть».

Однако позиция Сечина устойчиво укреплялась в течение последних нескольких месяцев. Во-первых, он тихо провел, по воле Путина, антикоррупционную проверку аффилированности менеджеров госкомпаний с их подрядными организациями. Результаты раскрыты не были, но в Газпроме, государственной газовой экспортной монополии, «Транснефти», монополии по трубопроводам, и «Роснефти» с тех пор идут «массовые чистки».

Затем под руководством Сечина «Роснефть», нефтяная компания, контролируемая государством, заключила два важных стратегических соглашения о партнерстве с ExxonMobil и Eni для развития обширных шельфовых областей в Арктике.



«Я не думаю, что Сечин будет отчитываться перед Медведевым, но у него все еще будет сильная позиция», сказал Сергей Гуриев, ректор Российской школы экономики в Москве с хорошими связями.

Высказывались предположения, что Сечин может сохранить позицию вице-премьера, но в прямом подчинении Путина, с контролем над правоохранительными структурами, такими как Министерство внутренних дел и Федеральная служба безопасности - преемник КГБ.

Читайте также: России надо с честью выйти из заведомо проигрышной ситуации

Ожесточенная внутренняя борьба несколько раз прорывалась наружу в виде серии утечек, нацеленных против министра внутренних дел Рашида Нургалиева, сообщений о шокирующих насильственных действиях полицейских в Казани, и также против первого вице-премьера Игоря Шувалова, одного из ведущих либералов в правительстве.

Шувалову был нанесен удар посредством публикации документов, которые показывают, что он инвестировал в предприятия ведущих российских магнатов, чтобы заработать почти 200 миллионов долларов за последние 10 лет на сделках, суть которых усиливает беспокойство по поводу близких связей между российскими чиновниками и большим бизнесом.

Любые правонарушения со своей стороны Шувалов отрицает, и высокопоставленные сторонники, включая Александра Волошина, бывшего руководителя администрации президента, высказались в его защиту как одного из самых прозрачных членов правительства в системе, где большинство чиновников скрывает свое богатство.

Шувалов, госслужащий в течении долгого времени, инвестиционный царь, которого повсеместно  хвалили за его эффективность, стал первым, кто объявил об огромном годовом доходе, полученным его женой, на имя которой он оформил свое состояние после того, как пришел в правительство из частного бизнеса.

Банкиры и бизнесмены говорят, что ослабление позиции Шувалова может нанести удар по более либеральному крылу в правительстве – даже если Аркадий Дворкович, экономический помощник Медведева, который был ведущим сторонником реформ корпоративного управления и приватизации, будет привлечен в правительство в качестве вице-премьера.

Также по теме: В России либо Путин, либо Всемирный потоп

Инвесторы уже были обеспокоены внезапной отставкой в прошлом году Алексея Кудрина, министра финансов. «Конечно, если уход Кудрина будет сопровождаться отставкой Шувалова, то это будет удар по прогрессивным силам, - говорит Игорь Юргенс, глава правления Института современного развития, который советовал Медведеву. - Борьба за должности и позиции между прогрессистами и консерваторами идет очень серьезная».

Дворкович был самым сильным сторонником реформ Медведева, в то время как Путин придерживался более осторожной точки зрения – позиция, которую он подчеркнул во время своей предвыборной кампании, когда он поддержал идею госкорпораций как двигателей инноваций.

Поскольку обе стороны продолжают применять все средства для достижения цели, Сечин развернул кампанию по задержке приватизации. В письме Путину, просочившемуся в прессу в этом году, и которое было предъявлено Financial Times, Сечин ратует за задержку приватизации из-за «волатильных» условий на мировых рынках, из-за которых некоторые самые ценные активы России могут быть проданы по ценам гораздо ниже пиковой цены.

Любая продажа доли акций государства в Роснефти, в результате которой у государства не останется контрольный пакет акций в 51%, по словам Сечина, лишит компанию права развивать месторождения на арктическом шельфе, которое в соответствии с действующим законодательством предоставляется только госкомпаниям и лежит в основе ее недавних соглашений о сотрудничестве с Exxon и Eni.

Читайте также: Наследие Медведева - маленькие победы в тени Путина

Он также призвал к задержке продажи акций «Транснефти», российской государственной транспортной монополии и оператора магистральных нефтепроводов России, пока компания не закончит программу по унификации своего бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. А вот продажа акций в «Зарубежнефти», правительственной нефтяной компании, осуществляющей проекты заграницей, вообще должна быть снята с повестки дня, так как это препятствовало бы осуществлению «специальных» задач по обеспечению российских правительственных интересов за границей. Он также призвал к тому, чтобы 20-процентная доля акций в морском порту Новосибирска была продана государственной «Роснефти», а не частной компании.

Турбулентность на рынке неоднократно задерживала запланированную продажу доли акций в 7,6% в Сбербанке (в результате которой право контроля все равно осталось бы за правительством), и будущие продажи все еще обсуждаются.

Юргенс сказал: «Приватизация пройдет, но вопрос в том, с какой скоростью и в чью пользу. Ситуация все еще обстоит так, что хотя консерваторы в принципе против нее, они, тем не менее, хотят выиграть от ее проведения».

Останутся ли у Сечина большие полномочия или нет, Медведев, в любом случае, столкнется с сопротивлением к широкой приватизации в правительстве и в государственных компаниях, говорит Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики РФ.

«Медведев только что четыре года занимал пост президента, - говорит  Милов. - Если бы он мог бы решить этот вопрос, он бы уже давно это сделал».