60 лет назад, 2 мая 1952 года, польские и советские строители начали возведение Дворца культуры и науки (PKiN). Стоящий в центре Варшавы «дар советского народа Польше» был закончен в июле 1955 года. Коммунисты считали его символом вечной польско-советской дружбы.
Возведение Дворца заняло 1176 дней. Советское управление строительством начало формироваться в Варшаве в январе 1952 года. До апреля шла подготовка участка, а в июле началась закладка фундамента.
40 миллионов кирпичей и 26 тысяч тонн стали
На высотку ушло 40 миллионов кирпичей и 26 тысяч тонн стали, а основным строительным материалом стали камень и песчаник. Автором архитектурного проекта был Лев Владимирович Руднев, создатель, в частности, главного здания МГУ им. Ломоносова. В возведении Дворца принимали участие 4 тысячи польских строителей, а также, согласно официальным данным, на стройке одновременно работало до 3,5 тысяч рабочих и инженеров из СССР (до июля 1955 года в Польшу приехало 6 тысяч человек). Советских строителей поселили в новом жилом комплексе «Дружба» в варшавском районе Елёнки. Для охраны гостей из СССР Управление безопасности создало специальную оперативную группу «Елёнки», состоящую из пяти сотрудников. Во время возведения Дворца культуры погибло более десяти советских рабочих – в основном в результате несчастных случаев на стройке. Коммунистическая пропаганда преподносила их присутствие как бескорыстную помощь простых советских граждан Польше, оно должно было доказать совершенство советской организации труда и новых революционных строительных техник. Советских строителей называли «авангардом трудового народа» и представляли певцами прогресса и любителями культуры. Практически каждый день все польские газеты сообщали о продвижении строительства, публиковали фотографии, репортажи и заметки, героями которых становились стахановцы и передовики.
Протокол 21 июля 1955 года
21 июля 1955 года ровно в 16 часов посол СССР Пантелеймон Пономаренко и премьер-министр Польской народной республики Юзеф Циранкевич (Józef Cyrankiewicz), сидя за столом, установленным напротив главного входа, подписали протокол приемки Дворца культуры и науки имени Иосифа Сталина. Имя диктатора под неоновой вывеской «Дворец культуры» можно разглядеть до сих пор.
На первой полосе газеты Życie Warszawy в тот день была помещена фотография здания с подписью: «Спасибо вам, Товарищи!» Выступавший на торжественном открытии Болеслав Берут (Bolesław Bierut) (первый секретарь Польской объединенной рабочей партии, - прим. пер.), подчеркивал, что Дворец культуры – это «символ могучей силы пролетарского интернационализма, заявленного и стойко претворяемого в жизнь великой Партией, которую создал и выпестовал Ленин, которую укрепляли и развивали в историческом процессе революционной борьбы его ученики и соратники, шагающие сейчас в авангарде передовых сил человечества в войне за мир, прогресс, демократию и социализм. Весь польский народ обращается сегодня с самыми искренними чувствами дружбы и братства к советскому народу и выражает сердечную благодарность строителям прекраснейшего плода Дружбы – Дворца Культуры и Науки имени Иосифа Сталина в столице Народной Польши».
На следующий день в 11 годовщину издания манифеста Польского комитета национального освобождения (временный орган исполнительной власти Польши с 21.07. по 31.12 1944 г., - прим.пер.) здание было открыто для «всего польского народа». Перерезая ленту на торжественном открытии здания, Юзеф Циранкевич сказал, что Дворец «засиял над Варшавой». «Широко распахнулись богато украшенные ворота Дворца», - писала газета Trybuna Ludu. В первый день после открытия здание посетило 20 тысяч человек.
После окончания строительства рабочих наградили медалями и памятными знаками «Строитель Дворца Культуры и науки». Перед Двором имени Сталина должен был появиться памятник советскому вождю, но конкурс на его создание объявить не успели, а от идеи окончательно отказались после завершившего эпоху сталинизма XX Съезда КПСС в феврале 1956 года.
«Пекин»
Жители Варшавы не отнеслись к «подарку» с тем же энтузиазмом, что официальные лица. Сомнения вызывала архитектура здания, а отрицательное отношение к нему имело и идеологическую подоплеку. Монументальный объект в центре столицы символизировал чужеземное иго. Вскоре после появления Дворца родилась песенка (на мотив польского гимна): «Что дала нам вражья сила, мы в ночи разрушим».
Леопольд Тырманд (Leopold Tyrmand) отметил в своем дневнике, что жители Варшавы быстро окрестили здание «Пекином»: «Помимо аббревиатуры (PKiN, - прим. пер.) в этом был и другой подтекст: так с язвительным пренебрежением называли большой арендный дом в довоенной Варшаве на углу улиц Злота и Желязна – средоточие тайных домов разврата». А поэт Владислав Броневский (Władysław Broniewski) называл произведение Руднева «кошмарным сном пьяного кондитера».
Дворец Культуры посетило множество известных персон: премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, иранский шах Реза Пехлеви, северокорейский диктатор Ким Ир Сен, космонавт Юрий Гагарин и другие. […]
В Дворце культуры 42 этажа, его высота – 230,68 метра включая шпиль, а кубатура здания составляет 817 тысяч квадратных метров. Это самое высокое строение в Польше, а в момент своего создания оно было вторым по высоте во всей Европе. Сейчас это одна из основных достопримечательностей польской столицы. На 30 этаже, на высоте 114 метров, располагается галерея, с которой можно полюбоваться панорамой города. Всего в здании 3288 различных помещений, в т.ч. Конгресс-зал на 3000 мест, театры, кинотеатры, кафе и музеи.
В феврале 2007 года Дворец Культуры и науки был внесен в реестр архитектурных памятников. Это решение воеводского Отдела по охране памятников вызвало в Варшаве много споров.