Пытается ли Белый дом оградить президента от разворачивающейся в Китае драмы?
Разумеется.
Непростой компромисс, достигнутый сегодня по проблеме китайского диссидента Чэнь Гуанчэна (Chen Guangcheng), который попросил убежища в США, выглядит серьезной политической угрозой для президента, в последнее время делающего в своей предвыборной кампании все более сильный акцент на внешней политике.
Трудные поиски дипломатического решения в деле Чэнь Гуанчэна совпали с посвященным проблемам безопасности и экономическим вопросам визитом в Китай госсекретаря Хиллари Клинтон и министра финансов Тима Гайтнера (Tim Geithner). В результате госсекретарь Клинтон оказалась под прицелом критики. Теперь ее обвиняют в том, что она сделала не все возможное, чтобы защитить Чэня и его семью, которым, как утверждает диссидент, угрожают китайские власти.
Тем временем Белый дом прикладывает массу усилий, чтобы оградить президента от разворачивающейся в Китае драмы.
В пятницу госсекретарь Хиллари Клинтон объявила, что она довольна обещанием Китая дать слепому активисту Чэнь Гуанчэну возможность отправиться на обучение за границу. Это было второй раз за три дня, когда американские официальные лица решили, что у них есть договоренность с китайской стороной и твердые гарантии от Пекина.
Белый дом вряд ли будет напрямую комментировать этот очередной компромисс и, скорее всего, ограничится общим одобрением конечного достигнутого результата. Недаром президент с удовольствием оставил госсекретаря Хиллари Клинтон самостоятельно разбираться с фиаско и поддержал тактику своей администрации, предпочитающей молчать о судьбе Чэнь Гуанчэна, когда его спросили о китайском диссиденте в понедельник на совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Йосихико Нодой (Yoshihiko Noda).
Его молчание – это политический ход, цель которого – избежать любого ослабления политических позиций Обамы, связанного с внешнеполитическими проблемами, способными бросить тень на неделю дипломатических триумфов администрации – от годовщины убийства Усамы бен Ладена до неожиданного президентского визита в Афганистан.
В сущности, трудно было бы найти более неудачный момент для появления этих проблем. Сейчас они угрожают лишить Белый дом общественных симпатий, которые принес ему действительно успешный ход с годовщиной ликвидации бен Ладена.
Выборы – это всегда референдум по оценке деятельности действующего президента. Между тем, судя по результатам последнего опроса Washington Post/ABC News, большинство избирателей по-прежнему с глубоким пессимизмом относятся к направлению, в котором движется страна в целом, а также считают, что экономика так и не вышла из рецессии. Таким образом, Обаме будет трудно доказать народу, что сделанное им за четыре года изменило ситуацию в положительную сторону.
Опрос, проведенный недавно Quinnipiac University в колеблющихся штатах, показывает, что во Флориде кандидаты идут почти вровень – у Ромни 44%, а у Обамы 43%.
В Огайо, по данным Quinnipiac University, тоже фактически выходит ничья: Обама лидирует с 44% против 42 %.
Отметим, что опубликованные в прошлую пятницу результаты опроса NBC News/Wall Street Journal показывают, что президент обгоняет Митта Ромни (Mitt Romney) по «личным симпатиям» - ему достались 54 %, сопернику 18%, - но когда речь идет о компетентности, его рейтинги остаются низкими.
Сильнее всего Белый дом тревожит то, что Ромни удалось заметно потеснить президента в серьезных вопросах – таких как экономика и рабочие места. В них сейчас республиканцу доверяет примерно столько же избирателей, сколько и Обаме.
Однако в вопросах внешней политики рейтинги президента Обамы намного лучше, чем во внутренних вопросах. Именно поэтому администрация запустила кампанию «Мы не можем ждать», нацеленную на демонстрацию лидерских качеств президента и его готовности действовать по собственной инициативе.
Белый дом осознает и признает эти свои слабые места. Вот почему он всеми силами старается сгладить внешнеполитическую напряженность и избегает комментировать ситуацию с Чэнем.
Проще говоря, попытки оградить президента от разворачивающейся в Китае драмы – это политическое решение, цель которого – избежать любого ослабления политических позиций Обамы на фоне ухудшающейся обстановки в экономике.
Дуглас Шон – политолог, соавтор книги «Безумцы: как Движение чаепития фундаментальным образом перекраивает нашу двухпартийную систему» («Mad as Hell: How the Tea Party Movement is Fundamentally Remaking Our Two-Party System»). Шон участвовал во множестве избирательных кампаний, включая кампании Билла Клинтона, Хиллари Клинтон, Майкла Блумберга (Michael Bloomberg), Эвана Бэя (Evan Bayh), Тони Блэра (Tony Blair) и Эдда Коха (Ed Koch).