- Господин Манучарян, как вы оцениваете отношения между Арменией и НАТО? Воспринимается ли альянс как гарант безопасности?
- НАТО является одной из объективных реалий этого мира. И мы должны с ним считаться, как считаемся с солнцем, землетрясением или цунами. Но НАТО имеет ряд особенностей. НАТО является инструментом уже изжившегося себя мира корысти и богатства. Этот мир уже уходит, хотя его политика сыграла колоссальную роль в истории человечества, обеспечив развитие науки, техники, и, эксплуатируя стремление человека иметь, владеть, заставляла двигаться вперед. Но сейчас человек достиг таких высот, что это становится препятствием. НАТО является инструментом этой системы, и никто не может мне разъяснить, какие задачи выполнял альянс, скажем, в Ираке или Афганистане. Декларируемые НАТО цели – демократия, гражданская система в какой-то момент превращаются в атомную бомбу. Недавно в Афганистане было убито 9 детей, и Армения является соучастником, потому что принимает участие в операции НАТО.
- Значит ли это, что вообще не нужно ставить задачу вступления в НАТО?
- Я считаю НАТО весьма опасным инструментом для будущего мира. Альянс должен полностью изменить философию, но это не значит, что с ним не нужно контактировать. Тем более, что НАТО не может изменить философию, если с ним не будут поддерживаться отношения. Но Армения должна была публично отказаться от участия в операции в Афганистане. Многим кажется, что в мире сделок нужно обязательно вступать в сделки, доказывать Америке свою значимость, чтобы она подкинула нам еще пару копеек на джинсы, но зачем в Афганистане убивать детей? В Тулузе погибли трое еврейских детей, и министр присутствовал на их похоронах, а на похоронах 9 детей, убитых при соучастии Франции, даже посол не присутствовал.
Вот философия НАТО, а все потому, что в Афганистане решается вопрос права ведущей мировой державы на грабеж в мире. Хотим ли мы в этом участвовать? НАТО является основной силой, стоящей на защите США и их основного союзника Великобритании.
- Министерство обороны Армении придает важность отношениям с НАТО в деле реформирования вооруженных сил. Можно ли назвать сотрудничество успешным?
- Армия НАТО – это армия механизированных людей, роботов. В определенных случаях это повышает эффективность, но в некоторых случаях человеческие качества людей обретают особую важность. Особенно, когда надо бросить бомбу в детей, уничтожать чьи-то дома, чтобы твоя страна получила доступ к дополнительным доходам. Не думаю, что нам нужно брать пример с НАТО. Думаю, в свое время армянская армия имела свою четкую философию и традиции. Посмотрите, в Вене нет турецкого кофе, но есть армянский кофе, потому что армяне сыграли важную роль в обороне Вены. Такое можно наблюдать во многих мировых столицах, потому что армяне имели эффективную военную систему.
НАТО является военно-политической организацией, но в сегодняшнем мире политический кластер должен занимать больше места - 99%, а военный применяться только в самых крайних случаях. В случае с НАТО этого нет, потому что оно решает задачи человека-хищника, а для этого нужно многое уничтожить, чтобы потом многое произвести. Когда эта философия будет пересмотрена, станет очевидно, что проблемы в мире должны решаться политическими методами.
- А какими методами они сейчас решаются?
- Входишь в большой клан, и он заявляет, что стоит на страже твоей безопасности. На деле он решает свои проблемы, потому что безопасность обеспечивается политическими компонентами, иначе ты будешь под ударом, даже являясь членом той или иной системы. НАТО является смирительной рубашкой для этих стран.
- Получается, что нет никакой разницы между ОДКБ и НАТО?
- В странах ОДКБ также искусственно внедрена эта цивилизационная модель. Но поскольку она не является для них родной, то обретает более вульгарные формы. В ОДКБ такая же система, тут тоже есть Россия и задача ее расширения. Просто нас хотят убедить, что если мы выйдем из одной системы и перейдем в другую, у нас прибавится безопасности и демократии. На деле нынешняя демократия не имеет ничего общего с властью народа. Это искусственный покров, которым прикрывают намерение манипулировать странами. Демократия приходит со всей своей философией, в основе которой – человек-хищник, потребитель. Человек, стремящийся к удовольствию, всегда желает, чтобы съеденная им колбаса была лучше, чем в прошлом году. Это человек, зависимый от своего желудка. В самой образцовой демократической стране правительство формирует именно такой человек: правительство зависит от этого человека, он – от желудка, а то, сколько будет в этом желудке колбасы, определяется в планирующем центре – Вашингтоне.
- Фактически, все принимают эти правила игры?
- Безусловно, но давайте признаем, что нас с вами тут нет. Я имею в виду тех, кто назначает президента, министров, олигархов, которые должны, вроде, вести нас по означенному пути. Но поскольку армяне – народ хитрый, мы отдаем «кесарю кесарево», а сами думаем, что делать. До сих пор нас пока нет, но мы можем появиться. Сотрудничество с тем же НАТО в политической и гражданской плоскости может быть вполне интересным. Скажем, у альянса большие проблемы с Ираном, он поднял вселенский шум, хотя почему-то пакистанская атомная бомба не является проблемой для мира. Кто решил, что тысячи пакистанских головорезов не являются проблемой для мира, а созданная аятоллой Хаменеи бомба угрожает миру? С Ираном в будущем не должно быть проблем, но для этого нам нужно сотрудничать с НАТО в политической и гражданской сфере, в плоскости человеческих отношений, которые в машине НАТО пока представлены в небольшой степени.
- НАТО с Арменией также осуществляет экологические, гражданские проекты.
- Есть основной и смежные проекты, и я предлагаю заменить их местами. В будущем мире так оно и будет. Скажем, нужно уже сейчас формировать реальную площадку для более глубинного диалога с Ираном. Возможно, первый такой диалог должен начаться между христианской Арменией и исламским Ираном, диалог о том, чего, в конце концов, хотят эти цивилизации. А такого диалога сейчас вообще нет, есть выработанные западной цивилизацией форматы межцивилизационного диалога, в которых участвует и Иран, но это не глубинный диалог о будущем мире, о том, как достичь его и как решать в этом контексте текущие проблемы мира.
- Но разве НАТО не изменило философию после холодной войны?
- Мы видим войну за войной, постоянные милитаристские угрозы. К сожалению, то, что сегодня делает НАТО по защите меркантильного мира, проявляется во все более жестких требованиях и действиях.
Россия обеспечивает безопасность Армении как в региональном, так и в более глобальном смысле. Глобальным ракурсом является то, что Пакистан, не признавший Армению, является угрозой для нее, но если он попытается что-то предпринять, то его остановят. Или же Турция, которая, по сути, проводит в Армении военные действия и которую НАТО объявляет дружественной страной, не признала до сих пор геноцид. Более того, во время карабахской войны, вместо того, чтобы, усвоив уроки истории, признать, что армянский народ вправе обижаться, заявила, что может вмешаться в войну на стороне Азербайджана. И ее остановило только заявление России, что в этом случае начнется третья мировая война.