В ближайшем будущем общая оценка стоимости компании Facebook, скорее всего, станет самой высокой со времен нерационально высоких цен эпохи интернет-бума. Рост цен по отношению к объему продаж составляет - 24, а соотношение цены и доходов - 100. Соотношение стоимости компании к свободным средствам (доходы до выплаты налогов, но после вычета производственных расходов) - 212.
Многие сравнивают оценку первичного публичного размещения Facebook с оценкой траектории компании Google, чье IPO в июле 2004 года принесло компании 23 миллиарда долларов - это в 7 раз больше объема продаж и в 58 раз больше доходов. Для тех, кто решился сыграть на дорогих акциях интернет-компании, все сложилось удачно: рыночная оценка стоимости Google с тех пор выросла почти в восемь раз и достигла 200 миллиардов долларов.
Но существует еще одна компания, на которую могут обратить свое внимание инвесторы прежде, чем кинуться скупать акции Facebook: LinkedIn. Обе компании занимаются крайне популярным бизнесом социальных сетей, но у них совершенно разный финансовый подход. LinkedIn предоставляет более продуманный способ получать доход от универсального человеческого импульса социализироваться. Я бы даже сказал, что LinkedIn - это аналог Priceline, тогда как Facebook - аналог Yahoo или AOL.
Цифры находятся в открытом доступе, благодаря заявке Facebook S-1, поданной в Комиссию по ценным бумагам и биржам и недавней заявке 10-Q от компании LinkedIn. Сравнение выглядит занятно.
Сначала обычные данные:
- Доход за 2011 год:
Facebook: 3,7 миллиардов долларов, LinkedIn: 522 миллиона долларов.
- Рост доходов за три года:
Facebook: 68%, LinkedIn: 63%.
- Чистый доход за 2011 год:
Facebook: один миллиард долларов, LinkedIn: 12 миллионов долларов.
- 2011 коэффициент прибыльности:
Facebook: 27%, LinkedIn: 2.3%.
Пока Facebook выглядит гораздо крупнее и успешнее: доходы почти в семь раз больше, чем у LinkedIn, а коэффициент прибыльности вполне сравним с объемами Google. Но давайте присмотримся повнимательнее. Если мы чему-то и научились, "сдувая доткомовские пузыри", так это тому, что модель с меньшими доходами в итоге составляет более высокую стоимость компании, чем сочетание продаж, рыночной стоимости кликов и прочих обнадеживающих оценок будущей деятельности. Акция стоит лишь тех денег, которые разумный обладатель может обоснованно предполагать получить в будущем, и чем надежнее окажется источник, тем ценнее акция.
Нет лучшего примера этому, чем компания Priceline, которая начала свою жизнь в период доткомов и выросла до рыночной стоимости в 22 миллиарда долларов на основе ожидания того, что запатентованная технология «назови свою цену сам» заполонит весь потребительский рынок, начиная от авиабилетов и заканчивая машинами. Пузырь Priceline лопнул, когда стало очевидным, что это не приносит доходов. Компания все еще пыталась восстановить свою репутацию среди инвесторов, когда в 2009 году я писал об этом. Но к тому моменту исполнительный директор Джеффри Бойд (Jeffrey Boyd) наткнулся на крайне выгодный "денежный автомат": бронирование гостиничных номеров на раздробленном европейском рынке, где частные гостиницы и мелкие сети предпочли вездесущий механизм бронирования компании Priceline вместо того, чтобы создать свой собственный.
С тех пор, как я писал об этом в последний раз, стоимость акций Priceline выросла в десять раз и достигла 600 долларов за акцию, а доходы выросли на 160%, достигнув 1,3 миллиардов долларов в прошлом году. Конкурент Orbitz Worldwide, чей доход едва изменился за последние три года, торгует акциями по цене 3,77 долларов за штуку.
Я не стану утверждать, что LinkedIn - это следующий Priceline, чьи доходы вырастут в 90 раз. Инвесторы уже отмахнулись от розового будущего для компании LinkedIn. Тем не менее, компания определенно обладает отличной способностью генерировать доходы. Вот еще несколько данных, основанных на доходах компаний, количестве пользователей и свободных средствах, что представляет собой доход плюс безналичные выплаты, например, обесценивание и компенсация сотрудников акциями компании, но после выплаты всех необходимых расходов компании. Может быть, некорректно сравнивать 160 тысяч зарегистрированных пользователей LinkedIn - и их количество растет ежегодно на 58% - с 900 миллионами пользователей Facebook, но больше ничего не остается.
- Рыночная капитализация/доходы:
Facebook: 25, LinkedIn: 17.
- Стоимость компании на каждого пользователя:
Facebook: 111 долларов, LinkedIn: 65 долларов.
- Средний месячный доход на каждого пользователя:
Facebook: 1.21 доллара, LinkedIn: 390 долларов.
Последняя цифра демонстрирует реальную разницу между компаниями Facebook и LinkedIn. Facebook получает большую часть своих денег от рекламы, и, как отмечают многие, это - сложный бизнес. (GM прекратила свою рекламную кампанию стоимостью 10 миллионов долларов в Facebook, заявив, что она не приносит ожидаемых результатов). Предположение, что за оценкой стоимости Facebook в 100 миллиардов долларов скрывается надежда, что компания сможет разработать еще один способ зарабатывать на том факте, что 900 миллионов человек проверяют свою страничку по крайней мере раз в месяц, а 500 миллионов человек являются, по словам компании, «ежедневными активными пользователями».
У компании LinkedIn нет такой проблемы. Компания зарабатывает почти все деньги на кадровом рынке - корпорации платят LinkedIn за прочесывание профайлов пользователей в поисках потенциальных работников. Компания вычислила способ зарабатывать на социальной инерции, предоставляя самым богатым доступ к своей информации. Это чем-то напоминает бары для одиночек, куда женщины входят бесплатно, а мужчинам приходится платить. Концепт работает на том, что женщины не пойдут в бар, если он перестанет быть бесплатным, а мужчины не пойдут в бар, если в нем не будет женщин.
Доход компании вырос на 121% в первом квартале по сравнению с предыдущим годом, достигнув 103 миллионов долларов в то время, как число пользователей увеличилось более, чем на 100%. А Facebook сообщил не только о росте в 44% в доходах по сравнению с предыдущим годом, но и о тревожном последовательном снижении в четвертом квартале и о том, что доходы упали по сравнению с прошлым годом.
Доходы LinkedIn не выглядят особо впечатляющими, но лишь потому, что компания много тратит на прямые продажи, которые приносят 54% дохода. Это может обернуться дорогостоящей ошибкой, но пока цифры свидетельствуют об обратном. Как показала компания Priceline, обычный бизнес вместе с дешевым механизмом обработки данных и интернетом может принести значительный поток денег. Я предполагаю, что свободные средства LinkedIn в первом квартале составили 41 миллион долларов. Это означает, что, если компания сможет показывать сравнимые с нынешними темпы роста, то она сможет достигнуть 100 миллионов долларов ежеквартально в середине следующего года.
Это позволит компании оставаться дорогой на рынке, с соотношением цены и доходов - близким к 30, если стоимость акций никак не изменится за это время. По крайней мере, это - дорогостоящая компания с капиталом. Facebook, чья рыночная стоимость, как ожидается, в 10 раз превысит стоимость LinkedIn к моменту закрытия завтрашних торгов, заявила о 470 миллионах свободных средств в 2011 году, и минус 50 миллионах долларов в первом квартале.