Впервые я увидела Равиля Биктагирова, российского канатоходца, в 1990, когда он приезжал на гастроли с Московским цирком.
Это были особенные гастроли, сказал он мне тогда. В течение большей части предыдущего десятилетия Московскому цирку было запрещено выступать в Соединенных Штатах и других странах НАТО в качестве наказания за советское вторжение в Афганистан.
Когда я его встретила, Берлинская стена только что рухнула, холодная война закончилась, и цирку снова разрешили ездить на гастроли, чтобы продемонстрировать знаменитую российскую цирковую культуру, известную танцующими медведями и украинскими акробатами. Они совершали двухлетний тур по Америке и в тот день были в Рено в штате Невада.
Я никогда прежде не встречалась со знаменитостями, не говоря уже о русских, когда я подошел к красной арене в конце выступления, чтобы поговорить с Равилем - статным, мускулистым мужчиной с длинными светлыми волосами и широкой улыбкой.
Он снимал свое тяжелое снаряжение после выступления, в котором он кувыркался на тонком, высоко натянутом канате, в более чем 50 футах от земли, и выполнял другие трюки, такие как балансирование на себе трех женщин — деожа двух на плечах и одну на голове — когда он очень медленно шел от одного конца каната к другому. Только длинный балансшток, который он держал наперевес, и его чувство равновесия удерживали его падения.
Целью цирка было не только развлечение; он также призван был принести в иностранные земли кусочек России, показать миру, что с другой стороны Железного занавеса были забавные исполнители-фигляры, работа которых состояла в том, чтобы встречать и приветствовать зрителей, таких, как я. Я видела статью о Равиле в местной газете за день до выступления; он прошел по натянутому канату над рекой около нашего города, и я хотела с ним познакомиться.
В день, когда я лично с ним встретилась, я был так очарована цирком, что спонтанно пригласила Равиля и его труппу канатоходцев в свой дом. Он улыбнулся и взял мой номер телефона, который я торопливо записал на листке бумаги. Я никогда не думала, что он позвонит.
Однако на следующий день раздался звонок, и неделю спустя, в их свободный день, явилась вся труппа, горя желанием познакомиться с американской семьей и пойти на рыбалку.
Мы жили около озера, и мы провели весь день у воды — мы ели, пили, ловили рыбу и беседовали о российском и американском образе жизни. Все артисты были отлично образованы. Они гордились Советским Союзом, тем, что государство субсидирует искусство, и им нравилось работать в государственном цирке.
Теперь, более двух десятилетий спустя, Советский Союз больше не существует. Московский цирк тоже распался, и тысячи исполнителей больше не путешествуют по миру, прославляя доброе имя цирка.
Многие самые талантливые цирковые артисты России теперь выступают анонимно в коммерческом «Цирке солнца» (Cirque du Soleil) на шоу, цель которых - собрать как можно больше прибыли, а не способствовать миру между народами.
Жаль, что так вышло, размышляет Равиль, который давно уже ушел из цирка и иммигрировал в Лас-Вегас.
Мы все еще поддерживаем контакт между выступлениями — только теперь он рабочий сцены, а не звезда цирка.
Он мечтает вернуться в Россию, но больше всего он жаждет вернуться к своим выступлениям в воздухе перед толпой. Он скучает по своим трюкам.
Как и многие исполнители советской школы, он не считает Cirque du Soleil «настоящим цирком» - слишком много нарядных масок и костюмов, слишком много высокотехнологического реквизита и слишком мало смертельных трюков, говорит он.
Он часто вспоминает дни, когда гражданская дипломатия между США и Россией воспринималась серьезно. Правительства не всегда ладят между собой, замечает он, но на уровне простого межчеловеческого общения всегда удавалось многого достигнуть.
В то время он регулярно появлялся на телевидении, в газетах, в школах и на общественных мероприятиях. Прибытие московского цирка в город на Западе, неважно в Париж или в Нью-Йорк, всегда было праздничным и давало шанс обычным горожанам познакомиться с артистами, как он.
Для многих это была, вероятно, единственная возможность увидеть и познакомиться с советскими людьми.
Искусство хождения по канату, возможно, не слишком широко известно в качестве дипломатического маневра, но когда Равиль и другие исполнители были главным оплотом в области международных контактов, каким-то образом цирковое искусство, казалось, сближало обе нации на более простом уровне.
Московский цирк осуществлял роль культурного обмена, способствуя миру и пониманию между народами.
Ким Пальчикофф — автор «Клоунов в пустыне» (“Clowns in the Desert”), блога о русских цирковых артистах в Лас-Вегасе и за его пределами.