США рискуют совершить серьезную стратегическую ошибку, если не будет уделять достаточно внимания России. По мере того, как Белый дом и Пентагон все больше смотрят в сторону Тихоокеанского региона, Москва и Пекин делают свои шаги в этом направлении.
Решение российского президента Владимира Путина пропустить саммит «Большой восьмерки» и НАТО предполагает, что он намеревается передать – насколько это возможно – ведение отношений с Западом своему заместителю Дмитрию Медведеву, в то время как сам сконцентрирует свои диломатические усилия на евразийских республиках бывшего Советского Союза и появляющихся экономических державах в Восточной Азии.
Среди российских лидеров Путин является главным сторонником углубления отношений с Азией, потому Пентагону и Белому дому необходимо правильно определить приоретиты их политики в азиатском регионе, чтобы действовать должным образом в ответ на новые азиатские устремления Москвы. Учитывая это, попытки повлиять на российские отношения с Китаем, особенно в атомной сфере, являются крайне важными, так как Путин и другие российские политики воспринимают Китай и как проблему, и как новые потенциальные возможности. Умная трехсторонняя дипломатия со стороны Соединенных Штатов могла бы воспользоваться этим, чтобы склонить обе страны к стремлению к более безопасной политике в Азии и остальном мире.
Россия и Китай обладают двумя сильнейшими после США армиями в мире. В настоящее время Китай реализует возможно самую всеобъемлющую программу по модернизации армии в мире, в то время как Россия обладает таким же ядерным потенциалом, что и Соединенные Штаты. Несмотря на то, что трехстороннее сотрудничество по вопросам безопасности в некоторых сферах было активным (например, обновление Договора о нераспространении ядерного оружия), в других вопросах оно было недостаточным, например, в отношении Ирака и Северной Кореи. И это несмотря на то, что все три страны не желают дальнейшего распространения ядерного оружия.
Конфликтуя с Вашингтоном, Москва и Пекин могут помешать США достичь важных целей в Азии. Обе страны могут, например, наложить вето в Совете Безопасности ООН, что стало очевидным, когда они совместно помешали совету принять более жесткие санкции против Ирана и Северной Кореи за их незаконную ядерную деятельность.
Напротив, если страны сотрудничают, китайское, российское и американское правительства могут поддерживать политику нераспространения, которая в последнее время сталкивается с препятствиями. Вместе они более успешны в сдерживании ядерных программ Ирана и Северной Кореи, в то же время препятствуя появлению ядерных программ в других странах. На недавней встрече в Вене Р-5, группы международных посредников по нераспространению, также, как и на предыдущих встречах, эти три страны присоединились к Великобритании и Франции в призыве к Ирану и Северной Корее уважать нормы по нераспространению. Китай, Россия и США лучше всего могут обеспечить безопасность хранения ядерных отходов, предотвратить транзит ядерных материалов, и влиять на ход деятельности региональных организаций, которые занимаются контролем за ядерным вооружением и вопросами нераспространения.
Все это происходит в эпоху прекрасных отношений между российским и китайским правительствами – можно даже сказать, что лучше эти отношения еще никогла не были. Две страны почти полностью разрешили давние пограничные споры, а также утихомирили свое соперничество в Центральной Азии, на Корейском полуострове и других регионах. Соглашение о дружбе, подписанное в 2001 году, создало основу для обширного двустороннего сотрудничества по вопросам обороны и безопасности. Лидеры стран ведут активную работу на высшем уровне, выступая с многочисленными взаимными заявлениями по вопросам безопасности и сотрудничая в других сферах, чтобы поддержать то, что правительства называют «развитием стратегического партнерства». Развивающиеся двусторонние торговые отношения и инвестиции Китая сделали эту страну главным иностранным торговым партнером России. А недавно страны провели беспрецедентные совместные учения в Желтом море.
Тем не менее, Китай и Россия продолжают по-разному относиться к некоторым ключевым проблемам. Например, они не могут разрешить свои разногласия по цене, которую Китай должен платить за импортируемый российский природный газ. Они также отличаются в своей оценке ситуации в Пакистане. Пока российское правительство и аналитики выражают опасения относительно того, что исламистские экстремисты могут завладеть опасным ядерным материалом в Пакистане или даже захватить власть, Китай очень поддерживает Пакистан в дипломатической сфере и предоставляет помощь ядерной программе страны, помогая увеличивать военный потенциал Пакистана с тем, чтобы противостоять Индии - стране, которая дружит с Россией, но не с Китаем.
Китайские эксперты считают, что главной причиной проблемы распространения является то, что «США и другие ядерные державы (читай «Россия») ведут политику гегемонии», которая включает использование военной мощи против более слабых стран, не обладающих ядерным оружием, что заставляет некоторые из них стремиться к получению собственного ядерного оружия. Директор Центра по контролю вооружений и исследованию вопросов нераспространения (Center for Arms Control and Nonproliferation Studies) Фан Джише (Fan Jishe) приветствует саммиты по ядерной безопасности, так как на них был достигнут заметный прогресс, но предупреждает, что Россия и США, обладающие наибольшим количеством ядерных боеголовок и складами ядерного топлива, «должны нести большую ответственность за укрепление мировой ядерной безопасности», и далее сокращая запасы ядерного вооружения, снижая роль ядерного оружия в политике безопасности и ускоряя программы по репатриации ядерного топлива.
Российско-американские усилия по контролю за вооружениями заходят в тупик именно в вопросе противоракетной обороны, но российские переживания в отношении растущего ядерного потенциала Китая также важны. Путин и другие российские политики настаивают на том, что дальнейшее сокращение ядерного оружия должно происходить на многосторонней основе, не сообщая, должен ли этот процесс включать в себя формальные переговоры со всеми странами, обладающими ядерным оружием, или же сокращения могут произойти по решению меньшей по размеру группы участников, позволяя деятельность в одностороннем порядке. У США и России все еще остается в десять раз больше развернутых ядерных боеголовок, чем у Китая. Арсенал развернутых боеголовок Китая примерно равен британскому или французскому, а эти страны также входят в Договор о нераспространении ядерного оружия (Nuclear Non-Proliferation Treaty). Но Россия и США с опаской относятся к дальнейшему сокращению своих ядерных вооружений без видимых признаков того, что Китай присоединится к пр
оцессу разоружения. В отличие от США и России, Китай еще не принял законы, ограничивающие количество ядерного оружия и стратегических средств доставки. И хотя Пекин, как предполагается, не разрабатывает новые типы ядерного вооружения, страна совершенствует средства доставки вооружения до предполагаемых целей.
Гарантии того, что китайское правительство согласно предпринимать более жесткие меры, чем просто декларация о намерении сократить ядерные вооружения, необходимы, чтобы убедить Вашингтон и Москву в том, что дальнейшее сокращение ядерного арсенала не приведет к ухудшению в вопросах мировой и региональной стабильности. США и Россия столкнутся со сложностями в дальнейшем сокращении ядерного вооружения, если Китай не подаст сигнал о том, что сократит собственный ядерный потенциал. Действительно, в отчете администрации Обамы за 2010 года под названием Nuclear Posture Review цитируются опасения американцев и союзников в отношении «количественной и качественной модернизации китайского ядерного потенциала».
Американские официальные лица выразили желание провести очередной раунд двусторонних сокращений ядерных боеголовок совместно с Россией, следуя вступившему в начале 2011 года в силу в Договору СНВ-3, но представители российского правительства указали, что хотят прекратить эту традицию и включить в будущие соглашения ограничения в отношении других ядерных держав. Почему? Во-первых, несмотря на то, что об этом никогда не говорилось официально, российские эксперты выражают опасения в отношении растущей военной мощи Китая, что объясняет отказ вести переговоры о дальнейшем сокращении российского ядерного потенциала. Российская армия все еще сильнее, чем китайская, но разрывы в численности населения и уровне экономического роста стирают это различие.
Тем временем, пока что противостояние Москвы американскому плану по системе противоракетной обороне всем известно, китайские политики выразили схожее неприятие расширения американских возможностей в этом регионе, особенно учитывая, что Япония и США сотрудничают в рамках нескольких совместных программ. Пекин опасается, что Вашингтон и Токио могут в какой-то момент попытаться расширить противоракетный щит до Тайваня. Например, китайское Министерство обороны в 2008 году предупреждало: «Китай придерживается мнения, что программа по системе глобальной противоракетной обороны навредит стратегическому балансу и стабильности, снизит уровень международной и региональной безопасности и негативно повлияет на процесс ядерного разоружения. Китай внимательно следит за данным вопросом».
Итак, подтолкнули ли Россию и Китай переживания об американских стратегических амбициях на конкретное сотрудничество в этой области? Пока нет. Один из экспертов, выступавших на конференции по противоракетной обороне, организованной российским Министерсвом обороны в мае в Москве, пожалел о том, что несмотря на подсчеты, демонстрирующие, что китайский ядерный арсенал легче нейтрализовать при помощи создаваемой американской системы противоракетной обороны, чем более крупный российский арсенал баллистических ракет с ядерными боеголовками, китайские официальные лица не так сильно сопротивляются щиту, как это делают российские представители. Пока представители Китая и России ограничивали свои усилия по противоракетной обороне лишь совместными декларациями. Умная американская дипломатия должна сохранить такое положение дел.
Часто упускается из вида то, что Китай продемонстрировал желание принять некоторые меры укрепления доверия и безопасности (МДБ), продвигающие большую военную прозрачность и понимание среди потенциальных военных противников. Действительно, за последние два десятилетия Китай заключил серию двусторонних соглашений по МБД с Россией для того, чтобы руководить военной деятельностью у общей границы. В июле 1994 года министерства обороны Китая и России договорились о ряде процедур, направленных на предотвращение возможных будущих инцидентов, включая договоренности о предотвращении несанкционированного запуска баллистических ракет, вывода из строя средств связи, а также предотвращения инцидентов случайного пересечения границы военными кораблями и самолетами. В сентябре того же года китайские и российские власти пообещали не нацеливать стратегические ядерные ракеты друг на друга. Более того, в апреле 1998 года Китай и Россия установили прямую телефонную «горячую линию» между президентами, что стало первым подобным случаем в китайской истории.
Но три страны могут сделать гораздо больше для того, чтобы достичь формальных договоренностей по контролю над вооружениями, при этом беря на себя ценную стабилизирующую функцию без формальных договоров и соглашений. Подобные меры могут включать:
– Меры по усилению прозрачности в отношении способности каждой страны произвести новые ядерные вооружения в случае попытки быстрого выхода из соглашения.
– Соглашение по замедлению развития новых возможностей, которые другая сторона может воспринимать как особенно дестабилизирующие (например, инициатива США по «быстрому глобальному удару», запланированные тяжелые ракеты в России, расширение комплексов ядерных туннелей в Китае).
– Усиление прозрачности в отношении тысячи ядерных боеголовок, которые страны хранят на складах перед их уничтожением, путем их отдельного хранения и периодической отчетност об их количестве.
– Эксплуатационные меры по контролю над вооружениями с тем, чтобы избегать аварий, недопонимания, конфликтов и других событий, которые рискуют перерасти в непреднамеренную ядерную войну.
Похожие меры по укреплению доверия могли бы ограничить использование противоспутникового оружия. В 2007 году Китай решил протестировать свое первое противоспутниковое оружие в открытом космосе на одном из собственных вышедших из строя спутников. Испытание, в ходе которого образовалось огромное количество космического мусора и которое привело к десятилетнему международному мораторию против подобных экспериментов, подверглось активной критике со стороны многих мировых правительств, но не со стороны России. Китайские представители неофициально намекнули, что не планируют повторять испытания противоспутникового оружия, но было бы полезно обладать более формальным соглашением, учитывая важность спутников в поддержке стратегической стабильности.
Одна вещь должна быть ясна – США могут восприниматьТихоокеанский регион как приоритетное направление, но они должны более внимательно следить за российскими отношениями с Китаем.