Саммит «большой восьмерки» 18 и 19 мая прошел без участия президента России Владимира Путина: свое отсутствие он объяснил необходимостью формирования нового правительства. И отправил вместо себя в Кэмп-Дэвид нового премьер-министра Дмитрия Медведева. Что это, стратегический выбор?
Владимир Путин не поехал на саммит «восьмерки» в США в прошлые выходные. После недавнего переизбрания на пост президента Российской Федерации он сделал своим приоритетом формирование нового правительства и остался в Москве. Таким образом, в Кэмп-Дэвиде его представлял премьер-министр и предшественник в кремлевском кабинете Дмитрий Медведев.
Это решение вызвало нешуточное возмущение в Европе и Америке. Тем не менее, не стоит рассматривать его, руководствуясь одними лишь эмоциями. Дело в том, что этот шаг знаменует собой возвращение Владимира Путина на международную арену после четырехлетнего «перерыва». И эта политика пустого стула подобна громовому звуку фанфар - она слишком парадоксальна, чтобы не быть досконально продуманной.
С самого начала Путин провоцирует и удивляет. В политике это называется побеждать… если, конечно, смотреть на ситуацию под правильным углом.
Читайте также: Путин очень нужен на встречах глав государств G8 и НАТО
С точки зрения Запада, поведение Владимира Путина выглядит совершенно неприемлемым.
Отправив Медведева вместо себя, он вовлекает Запад в политическую игру, которую эти двое ведут в России с 2008 года. Путин вынуждает Запад, вопреки собственной воле, приспосабливаться и даже приобщаться к этой игре.
Тем не менее, настоящая причина возмущения кроется в другом: Запад попросту не может смириться с тем, что его больше не считают необходимым и неизбежным партнером; демонстрируют ему, что приглашение за стол, особенно от Белого дома, является не честью или милостью, а обычным предложением, которое равный может принять или совершенно спокойно отклонить.
Именно поэтому «бойкот» саммита Владимиром Путиным является удачным ходом с внутрироссийской точки зрения.
После прошедших с нарушениями выборов президент России должен восстановить пошатнувшийся имидж в стране. И отказ ехать в Кэмп-Дэвид позволил ему добиться поставленной цели.
Дело в том, что российское общественное мнение, несмотря на раскол и разброд, единодушно поддерживает главную ценность: патриотизм. Путин знает об этой чувствительной струне общества и виртуозно на ней играет. Причем, прослеживаются 2 важных момента.
Также по теме: Москве не стоит отворачиваться от Запада
Во-первых, отдав предпочтение внутренней политике в ущерб дипломатии, он отправил россиянам четкий сигнал: «Я снова в деле, и вы – мой главный приоритет».
Во-вторых, вычеркнув саммит из числа первостепенных задач, Путин показал своим западным коллегам, что, хотя его и переизбрали совсем недавно, он ничуть не нуждается в их благословении. Он пришел к власти еще в 1999 году и является самым опытным из действующих глав государств «восьмерки», если не считать медведевский период. Он, в отличие от Франсуа Олланда – не зеленый новичок среди грандов. Не похож победитель войн в Чечне и Грузии и на Обаму.
Отказавшись демонстрировать лояльность, Путин поставил себя на другой уровень, поближе к лаврам Ивана Великого. Великий князь восстановил могущество Руси, освободив ее от монгольского ига. Эти успехи подтолкнули его к тому, чтобы впервые назвать себя царем. В своем непонимании русских реалий император Священной Римской Империи (несмотря на явный упадок, она все еще спесиво цеплялась за господство в Европе) Фридрих III предложил ему титул короля. Иван III с гордостью ответил: «А что нам говорить о королевстве, если нам любо от цесаря хотети кралем поставлену быти на своей земле, и мы Божиею милостию Государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы,.. а поставления есмя наперед сего не хотим ни от кого».
Читайте также: Россия и ЕС должны действовать сообща
Для россиян, большинство из которых прекрасно знают историю своей страны, такое сравнение очевидно: звезда Запада движется к закату, и Путин встает в один ряд с великими российскими правителями, которым удалось восстановить мощь страны и превратить ее в державу, не признающую над собой ничьей власти… Использование коллективного бессознательного - это наука, которой овладеваешь в совершенстве после школы КГБ.
Путину как несравненному манипулятору удалось завоевать победу на российской арене, воспользовавшись своими иностранными противниками. Более того, у этого успеха может быть еще несколько стадий, потому что президент России - это асс политического маркетинга. Он не поехал в США? И что дальше? Появляться редко - значит быть желанным. Он не рвется к прожекторам и камерам, но знает, что когда выйдет из тени, все обратят свои взоры на него, будут ловить каждое слово, ответы на обвиняющие вопросы, едкие и жесткие высказывания, ни одно из которых на самом деле не является спонтанным. Путин осознает свой статус политической диковинки, свое влияние на СМИ и прекрасно понимает, что западная пресса попросту не может устоять перед человеком, который всегда вызывает столько разговоров… И это позволяет ему делать все, что он хочет.
Таким образом, он вернется на международную арену, когда ему это будет удобно. Как один из лидеров БРИКС на саммите «двадцатки» или хозяин саммита АТЭС во Владивостоке. На своей земле или на территории своих союзников. Хороший тактик всегда контролирует поле боя.
Филипп Миго - Сотрудник Института международных и стратегических исследований (IRIS), специализируется на изучении партнерских отношений между Россией, Францией и Евросоюзом в вопросах вооружения, авиации, космоса и энергетики.