20-21 мая в Чикаго проходит очередной саммит НАТО. На прежнем саммите, который состоялся в 2010 г. в Лиссабоне, Армения была представлена лишь на уровне министров иностранных дел и обороны. Серж Саргсян отказался ехать в Лиссабон, объяснив это тем, что в заключительном документе этого саммита в части региональных конфликтов закреплен только принцип территориальной целостности, принцип самоопределения отсутствует. Такая причина была несколько странной, так как Армения в контактах с НАТО никогда не озвучивала этот вопрос, тогда как НАТО всегда фиксировал лишь этот принцип. И руководство НАТО выразило недоумение в связи с отсутствием Сержа Саргсяна в Лиссабоне.
Пока нет сведений, поедет ли Серж Саргсян в Чикаго. Известно, что, например, “большой брат” Путин отказался ехать по “причине” формирования состава правительства. Для Сержа Саргсяна это также может послужить отличной причиной не ехать в Чикаго, так как в Армении также идут переговоры по формированию коалиции и правительства. С другой стороны, они уже должны быть завершены к тому времени, так как 24-го мая предусмотрено первое заседание нового парламента Армении, и к этому дню фактически все договоренности должны быть уже достигнуты, а если даже их не будет, все равно, абсолютное большинство Республиканской партии Армении в парламенте исключит серьезные проблемы при создании нового правительства.
Однако, независимо от всего этого, пожалуй, было бы несерьезно не ехать в Чикаго по той же причине, что и Путин. Более того, когда Путин не едет, отсутствие Сержа Саргсяна будет воспринято именно в этом контексте, то есть в контексте указания Путина. Тогда как сейчас Армения больше, чем когда либо, нуждается в засвидетельствовании своей самостоятельности, особенно по горячим следам выборов парламента, следовательно, Серж Саргсян на данный момент просто обязан поехать в Чикаго, так как этого требуют государственные интересы и достоинство Армении.
Более того, нужно поехать в Чикаго и там использовать повод и трибуну для закрепления официальной позиции Армении по Карабахскому вопросу и защиты принципа самоопределения. Если даже в итоговом документе НАТО этот принцип вновь не будет закреплен, то, все равно, вместо того, чтобы обижаться и делать демарши, Армения должна просто пойти и на высоком президентском уровне представить свои аргументированные подходы в пользу принципа самоопределения, тем более, что у Армении в этом плане имеется неоспоримая база аргументов.
В то же время известно также, что принцип территориальной целостности НАТО предпочитает в ракурсе определенной исходной точки. Здесь Армения может даже позволить себе некоторую нескромность и проявить инициативу в плане повестки дня НАТО, предложив пересмотреть подходы этой организации и в будущем рассмотреть вопрос принципа самоопределения, как одной из важных составляющих международной безопасности и стабильности, с учетом создавшихся после холодной войны новых реалий.
Более того, Армения может уместить все это в контексте тех поисков постсоветского периода, которые пока еще не дали основательных концептуальных решений.