…Возможно, свой первый официальный визит после инаугурации президент России Владимир Путин совершит в Белоруссию, пишет Euramost. По мнению политолога Андрея Федорова, если свой первый визит Владимир Путин совершит в Белоруссию, это будет для белорусских властей своеобразным символическим жестом. Всегда при избрании нового главы государства или переизбрании его в первую очередь смотрят, куда он совершит свой первый зарубежный визит. Визит в Белоруссию - это демонстрация того, что основные интересы России будут сосредоточены на какой-то части постсоветского пространства. Кроме того, есть определенный вызов Западу со стороны Кремля в том, что Путин отказался ехать на саммит «Большой восьмерки», а решил направиться в Белоруссию, с которой у Европы довольно напряженные отношения. Значит, Кремль решил продемонстрировать поддержку Белоруссии. При этом, Россия заинтересована лишь в том, чтобы в Белоруссии проходили экономические реформы. А в политических изменениях в Синеоокой у Кремля интереса нет. Зачем Кремлю какие-то политические реформы в Белоруссии, если Россия в своей внутренней политике занимается практически тем же самым? Ситуация с демократией там мало чем отличается от белорусской.
…Госдума России, подконтрольная президентской партии «Единая Россия», сделала первый шаг в направлении обуздания антипутинских протестов: приняла в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за участие в митингах и шествиях, полагает Радые Рацыя. Новый законопроект предусматривает увеличение аж в 200 раз размера штрафов за участие в несанкционированных акциях. Это означает прыжок с 5-ти тысяч рублей до миллиона. Разумеется, здесь имеется в виду не проправительственные акции или официальные мероприятия, а протесты против Путина Третьего. Оппозиционные депутаты назвали новые штрафы попыткой подавить критику и лишить людей возможности публично высказывать свое недовольство. При этом предупредили, что это даст обратный эффект: усилит массовое возмущение и приведет к дальнейшей дестабилизации обстановки в России. Драконовские меры против демонстрантов многих могут уменьшить желание к протестам, но не смогут предотвратить всплеска серии возмущения планируемыми реформами, которые предусматривают повышение цен на энергетику и сокращение социальных расходов.
…В интервью изданию «Новы час» российский политолог Дмитрий Костенко назначение на должность полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе начальника цеха «Уралвагоназавода» Игоря Холманских назвал «левым поворотом Путина». С точки зрения политической тактики все выглядело очень логично, поскольку в оппозиции тон задавали либералы, причем либералы правые. В провинции, где сильны стихийные левые настроения, столичные протесты поддержали не активно. А учитывая, что по всем опросам общественного мнения граждане России склонны поддерживать левый популизм, такой маневр стал для власти просто спасительным. Однако при этом никто из левых аналитиков не прогнозировал, что Путин продолжит использовать эту тему. Считалось, что в долгосрочной перспективе такой номер не сработает, поскольку социальная политика Кремля очень противоречива. Тем не менее, Путин решил прибегнуть к методам большевизма. Однако «карьерный лифт» для одного человека - не означает системной смены имиджа и философии режима. В этом можно легко убедиться, если посмотреть на уральские информационные ресурсы. Даже на родине Холманских не воспринимают как рабочего: он руководитель цеха. Назначение рассматривают как выражение личной благодарности центра региону за активную поддержку на выборах. Это, скорее, послание президента к элите, а точнее, к той ее фракции, которая не очень довольна возвращением Путина в Кремль. Перевод провинциала Холманских на должность представителя президента - это ясный знак того, что Путин, в случае дальнейшей фронды, может легко обновить центральный аппарат новыми людьми, которые будут полностью преданы ему.
…Теканал БЕЛСАТ приводит мнение российского журналиста Павла Селина, который увидел причину традиционных приглашений представителей российских медиа в Белоруссии. «В медицине есть такой термин, как «фантомная боль», а это вот фантомные желания, если говорить об Александре Лукашенко. Фантомное желание иметь хороший имидж в России, для того, чтобы поддерживать здесь свой электорат. Очевидно, с приходом Путина желания и амбиции руководителя Белоруссии стали еще более фантомные, а потому тратить время на российских журналистов Лукашенко не захотел.
...Последние заявления Лукашенко в Полоцке могут обозначать очередную «смену» геополитической ориентации Белоруссии, полагает обозреватель «Новой Эўропы». За весь период своего правления Лукашенко несколько раз радикально менял подходы к пониманию места Белоруссии в «геополитической реальности». В середине и конце 1990-х она была «форпостом восточнославянской цивилизации», в первой половине 2000-х началось формирование концепции, в которой Белоруссия уже позиционировалась как «мост» между Западом и Востоком, т.е. между ЕС и Россией. И наконец, 25 мая 2012 года, выступая в Полоцке, Лукашенко определил новое геополитическое положение республики, назвав ее «вратами в ЕвроАзию». Во многом все эти «концепции» имели конъюнктурный характер и изменялись в зависимости от выгод и интересов правящего режима, но никогда не были результатом подлинного осознания геополитического положения Белоруссии. Однако нынешнее определение места Белоруссии в геополитическом пространстве довольно символично.
Так, если даже говорить о концепции «моста» между Западом и Востоком, то она предполагает самостоятельную позицию страны в международных отношениях, баланс и намерение дистанцироваться от обоих полюсов, чтобы проводить независимою внешнюю политику. В свою очередь, определение «врата» уже само по себе обозначает объектность, принадлежность к чему-то большему, а именно - к «евразийской цивилизации». Белоруссия в этом случае лишь выполняет функции, возложенные на нее со стороны, теряя право на собственные интересы. Таким образом, геополитическая значимость Белоруссии как самостоятельного субъекта падает, страна постепенно становится не «воротами», а задворками новой империи.
Превращение Белоруссии из «моста» в «ворота» произошло в результате примитивной внутренней политики Лукашенко, когда мост был «сожжен». На сегодняшний день вернуть Белоруссию в прежнее геополитическое положение практически невозможно. Чтобы сделать это, президенту пришлось бы уступить требованиям ЕС и, скорее всего, в перспективе поступиться своей персональной властью, на что Лукашенко, естественно, не пойдет. На данный момент, руководитель страны думает не над тем, как наладить отношения с Западом, а над тем как выстроить отношения с Москвой так, чтобы «интеграция» не обернулась политической катастрофой персонально для него.