Санкт-Петербург – Легендарный российский Мариинский театр удивил своих зрителей новой постановкой классической оперы, которая проводит параллели между беспощадным правителем XVI века и современным режимом в стране.
В какой-то момент в ходе новой постановки «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского сцену петербургского театра заполняют ОМОН и протестующие с лозунгами, что является явным намеком на уличные демонстрации против режима Владимира Путина.
Эта опера XIX века, основанная на пьесе известного российского поэта Александра Пушкина, рассказывает о становлении и падении царя Бориса Годунова, который воцарился на троне в начале XVI века после убийства законного наследника.
Сценарий, который концентрируется на расколе между царем и его собственным народом, привел к тому, что оперу много раз запрещала сначала императорская, а потом и советская власть.
На этот раз ее ставил британский режиссер Грэм Вик (Graham Vick) в Мариинском театре, а премьера прошла в пятницу вечером в рамках фестиваля «Звезды белых ночей».
Такие намеки на политическую действительность чрезвычайно редки в работах крупнейших российских оперных театров.
Самая яркая параллель с современной Россией проявляется в форме ОМОНа, который защищает царя Годунова и его семью от толпы разъяренных трясущих кулаками людей.
«Никто из протестующих не ожидал, что последние тренды российского Твиттера будут озвучены на консервативной оперной сцене», - написал ежедневник «Известия» в понедельник, отметив, что новая постановка «наносит серьезный удар».
Хотя многие детали постановки напоминают о последних годах советской перестройки, когда по России тяжело ударили экономические кризисы и массовые протесты, такие элементы, как монах с ноутбуком или шикарные иконы на декорациях, более типичны для эры Владимира Путина, с интернетом и растущей силой православной церкви.
Всемирно известный художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев известен как сторонник Путина – он даже был одной из знаменитостей, снятых в видеоклипе в поддержку его президентской кампании зимой.
Сохраняя в тайне детали новой постановки до последней минуты, Гергиев в своих надавних комментариях сконцентрировался на художественных достоинствах «Бориса Годунова», лишь слегка касаясь того, что ужасы эпохи Годунова отражаются в современной России.
«Иногда театры занимаются тем, чем, казалось бы, должны заниматься журналисты.У хорошего, сильного режиссера или художника это может произойти и с достаточной остротой», - сказал Гергиев.