Смелое предложение недавно привлекло мое внимание: один из ведущих академиков Москвы заявил, что России необходимо построить новую столицу. Этот город будет находиться далеко-далеко от Москвы - в четырех тысячах миль, если говорить точно - во Владивостоке.
Зачем?
Человек, предложивший подобное, Сергей Караганов из московской Высшей школы экономики, написал в государственной газете, что столица на Дальнем Востоке сделала бы Россию частью «поднимающегося», по его определению, мира - поближе к динамичным азиатским экономикам и подальше от стареющей Европы.
Идея переноса столицы не нова. В 1911 году подконтрольная британцам Индия из прибрежной Калькутты перенесла столицу в Дели, расположенный в центре страны, а потом был создан город Нью-Дели.
В 1920-х годах турецкие националисты перенесли столицу из Стамбула в Анкару, что привело к бурному развитию центральной части Турции.
Читайте также: Россия - столица во Владивостоке?
Недавно Бразилия перенесла столицу из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа, расположенный в центре Государства; Казахстан перенес правительство из Алма-Аты в Астану, чтобы быть поближе к России.
Маловероятно, что президент Владимир Путин захочет следовать подобному примеру. Но ему следует хорошенько подумать о том, что стоит за таким предложением: Москве срочно необходимы реформы. Россия похожа не на бурно развивающуюся рыночную экономику, а на богатую нефтью клептократию, в которой почти все остальное, включая когда-то хваленый оборонно-промышленный комплекс, лежит в руинах.
Путин часто приводит цифры, чтобы показать, что он руководит страной во время экономического бума. Средний доход по России увеличился более, чем в семь раз за последние десять лет, с 2-х тысяч долларов в год до 14-ти тысяч. Тем не менее, статистика рисует неполную картину. Рост России был неравномерным.
В Москве проживает 78 миллиардеров, и это - больше, чем в каком-либо другом городе мира. Эти миллиардеры и еще несколько человек по всей стране отвечают за 20% ВВП России, что значительно выше, чем в любой другой стране.
Также по теме: Шойгу предложил перенести столицу в Сибирь
Подобный расклад оставляет лишь небольшую долю российской экономики бизнесу и 141 миллиону жителей страны.
Вторая проблема заключается в том, что судьба Москвы годами была связана с ценой на нефть. Статистика показывает, как российские акции растут и падают в соответствии с колебаниями цены на нефть.
Согласно агентству Reuters, в настоящий момент России необходима цена в 117 долларов за баррель нефти для сохранения сбалансированного бюджета. В 2008 году было достаточно цены в 50 долларов за баррель, а в начале руководства Путина она и вовсе составляла 27 долларов за баррель. Вот вам и пример раздутого государства.
Отчасти растущие расходы Москвы являются результатом щедрости нынешнего президента – политики, направленной на то, чтобы радовать электорат и удерживаться у власти.
Растущие цены на нефть позволили ему поддерживать систему взяток. Но теперь, когда мировой рост замедлился, он больше не может рассчитывать на те же условия. Вместе этого ему необходимо реформировать экономику. Частным компаниям для настоящего развития нужна свобода и уверенность.
У России есть лишь один главный банк – а россиянам необходима финансовая система, которой они смогут доверять.
Читайте также: Из Москвы во Владивосток - вековая глушь
Россия занимает 143-е место в индексе коррупции Transparency International. К чести Путина он признается в наличии этих проблем. Вскоре после своего переизбрания он заявил о своем желании поднять Россию в рейтинге Всемирного Банка по легкости/трудности ведения бизнеса в государстве - со 120-го места на 20-е. Он также высказал желание повысить уровень инвестиций с 20% ВВП до 27%. И если эти стремления звучат знакомо, то это потому, что он уже ставил такие задачи во время своего первого президентского срока. И не смог их выполнить.
На этот раз ему необходимо «починить» не только экономику: ему противостоит все более смелое оппозиционное движение.
На этой неделе был одобрен новый кабинет министров, хотя лица по большей части остались старыми. Если Путин продолжит осуществлять старую политику, то его проблемы, возможно, только начинаются.