Мадрид - Всего за три дня до своего возвращения в Кремль в качестве президента России Владимир Путин встретился за закрытыми дверями в своей резиденции в Ново-Огарево под Москвой с американским советником по национальной безопасности Томом Донильоном, который прибыл, чтобы сообщить о том, что президент Барак Обама по-прежнему решительно настроен на укрепление сотрудничества с Россией. Но Донильон вернулся домой с пустыми руками: Путин не будет присутствовать ни на саммите «Большой восьмерки» 18 и 19 мая в Кэмп-Дэвиде, ни на саммите НАТО в Чикаго 20 и 21 мая, несмотря на усилия Обамы учесть интересы России, переместив саммит «Большой восьмерки» из Чикаго.
В результате, первая встреча Обамы и Путина после его возвращения на пост президента России была отложена до саммита «Большой двадцатки» в Лос-Кабосе (Мексика), который должен состояться 18-19 июня. Эта задержка вызвала много пересудов.
Некоторые считают причиной отсутствия Путина существующую в последнее время напряженность между Россией и Соединенными Штатами, которая вызвана ужесточившейся реакцией Путина на протесты его оппонентов внутри страны. Другие считают, что равнодушие Путина связано с внутренней кремлевской борьбой.
Что бы ни руководило Путиным, эти две встречи на высшем уровне в течение месяца значительно повлияют на отношения между двумя странами, учитывая глобальные проблемы безопасности, которые будут обсуждаться на саммите «Большой восьмерки», а также необходимость принять меры по участию России в ПРО НАТО.
Два вопроса, помимо шаткой мировой экономики, являются особенно важными для саммита «Большой восьмерки». Во-первых, ядерная программа Ирана в настоящее время является дипломатической горячей точкой. Переговоры возобновились в апреле, после более чем годового тупика. Россия, как постоянный член Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участвует в этих переговорах, и ее сотрудничество важно для решения одной из самых неприятных на сегодняшний день международных проблем.
То же самое можно сказать и о роли России в урегулировании кризиса в Сирии, учитывая сложившиеся между этими двумя странами, еще со времен холодной войны, стратегические отношения. Действительно, с ростом вероятности того, что мирный план бывшего секретаря ООН Кофи Аннана в Сирии может потерпеть неудачу и вспыхнет гражданская война, Россия может оказаться последним эффективным собеседником международного сообщества.
Помимо того, крайне важно уровнять позиции России и Запада в системе ПРО, на данный момент разрабатываемой НАТО, которая будет предметом обсуждения в Чикаго. Основной целью системы является защита Европы и США от возможных атак со стороны Ирана и Северной Кореи при помощи баллистических ракет малой и средней дальности. Но русские лидеры скептически относятся к истинным целям щита, полагая, что он подорвет безопасность России за счет сокращения ответного (и, следовательно, сдерживающего) потенциала ее ядерных ракет.
В 2009 году «подход стадий адаптации», принятый на вооружение Обамой, казалось, снизил напряженность в двухсторонних отношениях и подготовил почву для нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ в 2010 году, в котором Россия и США сделали стратегический шаг навстречу сокращению числа ядерных ракетных пусковых установок в два раза. Опираясь на эти успехи, в конце 2010 года россияне договорились рассмотреть возможность сотрудничества с НАТО в противоракетной обороне.
Но США не смогли предложить правовые, а не только политические, гарантии того, что система противоракетной обороны, базирующаяся в Европе, не будет препятствовать стратегическому потенциалу России. В результате, Россия в настоящее время настроена настолько недоверчиво, что начальник штаба ее вооруженных сил, генерал Николай Макаров, недавно заявил, что его страна не исключает возможности превентивных ударов, уничтожающих любую часть противоракетного щита, которую она расценит как угрозу своей собственной безопасности.
Одним из главных аргументов в пользу этой позиции была неуверенность России относительно того, что последний этап «подхода стадий адаптации» может являться угрозой для стратегических баллистических ракет. Кроме того, Россия выступает против развертывания военных объектов НАТО в странах, которые вступили в НАТО после 1999 года, например в Румынии, как недавно заметил бывший посол США в Украине Стивен Пайфер из Брукингского института.
Ввиду серьезности вопросов, рассматриваемых на двух саммитах, присутствие Путина было бы полезно. В дополнение к пользе улучшения личных взаимоотношений между лидерами, снижение напряженности между Россией и Западом стало необходимым, учитывая, что переговоры по ПРО, Ирану, Сирии и другим вопросам обязательно будут длительными и что все эти решения взаимосвязаны.
Действительно, принятие приемлемых решений сегодня откроет путь к беспрецедентному договору по ядерным вооружениям в 2013 году. Это очень важный вопрос, для которого хорошее взаимопонимание между Россией и США имеет существенное значение.
Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы реализовать предложение Донильона Путину, по сути, «перезагрузить перезагрузку» и замостить пропасть, образовавшуюся из-за беспокойства двух стран относительно будущего своих ядерных арсеналов. Для Обамы успех в этом деле оправдал бы его Нобелевскую премию мира, которой он был награжден в 2009 году. России, несомненно, это тоже принесло бы пользу.