Поговорим о пасхальных яйцах. Что приходит в голову? Запах уксуса? Шоколад, завернутый в фольгу? Пластиковые капсулы с мармеладками внутри?
Мало кто подумает о Петере Фаберже, которому в среду был посвящен Google doodle. Его знаменитые яйца – красивые, сложные произведения искусства из драгоценных металлов, усыпанные драгоценными камнями – имеют историческое значение и изначально создавались как подарки на Пасху.
История Фаберже - истинно европейская. Пройдя обучение в Германии, Фаберже (фамилия - французская), был нанят русским императорским двором и нашел вдохновение в традиции, одобренной Ватиканом – в пасхальных яйцах.
Пасхальные яйца появились не в Европе. Первые христиане Месопотамии придумали этот обычай задолго до того, как Папа Римский официально одобрил идею в 1610 году. Традиционно куриные яйца красили в красный цвет, олицетворяющий кровь Христа, а сами яйца – символ его воскрешения. Но к концу XIX века, когда Фаберже уже стал профессиональным ювелиром, пасхальные яйца стали означать нечто гораздо большее. Некоторые европейские аристократы стали заказывать дорогие ювелирные яйца. Но только Фаберже суждено было изменить это искусство навсегда.
В 1885 году император Александр III заказал у Фаберже яйцо для своей жены, императрицы Марии. Будучи принцессой, она выросла в Дании, где находилось знаменитое яйцо из слоновой кости. Фаберже захотел создать подарок, напоминающий о том яйце, но превосходящий его. Он создал золотое яйцо, покрытое белой эмалью. И подарок был с секретом. Скорлупка открывалась, демонстрируя золотой желток. В тайном отделении был еще один сюрприз – золотая курочка с бриллиантом и золотой короной.
Царская семья была настолько поражена, что с тех пор заказывала у Фаберже одно или сразу несколько яиц почти каждую Пасху. Они не были его единственными клиентами. Яйца Фаберже быстро стали знаменитыми, а со временем их конструкции усложнились. В некоторых есть часы или модели кораблей. Некоторые можно повесить как кулон. Некоторые в высоту достигают почти 30 сантиметров.
Команда Фаберже создала тысячи яиц. На самом деле, согласно биографии Фаберже, написанной Брюсом Шульманом (Bruce Schulman), тоже вполне состоявшимся ювелиром, Фаберже сам не создал ни одного яйца. Вместо этого его компания нанимала мастеров мирового уровня, специализирующихся на чем-то одном.
Но эти яйца преподносят нам более важный урок. Согласно Шульману, Фаберже изменил то, как европейский высший класс относился к ювелирным предметам. «До Фаберже ценность ювелирных работ для многих заключалась в их естественных качествах и основывалась на использовании драгоценных металлов и камней», - пишет Шульман. «Фаберже почувствовал, что творческий подход и мастерство превращают ювелирные работы в искусство, которое выходит за пределы ценности используемого слитка».
В следующий раз, когда вы соберетесь раскрашивать пасхальные яйца или заняться какой-либо художественной работой, вспомните об этом. Материалы не имеют значение. Имеет значение лишь то, как вы их используете.