В ходе лекции, которую я прочитал научном конгрессе «Геоэкономическая и военно-политическая ситуация в Китае», я отметил следующие слабые места Китая по отношению к США: продовольствие, углеводороды, финансовый контроль и авианосцы.
Особенно чувствительными являются проблемы продовольствия (нужно накормить 1,6 миллиарда ртов) и углеводородов, необходимых для устойчивого развития страны. Половину из них Китай получает из политически неустойчивых районов Земли.
Начиная с 2008 года, портал Stratfor («Геополитическое значение сырьевых ресурсов», 24/4/08), связанный с геополитическими интересами США и Израиля, сообщает, что мир находится на грани продовольственной войны, в которой одержат победу США и Европа, главные скупщики продовольствия в мировом масштабе. Они же в итоге и подчинят себе непослушные страны ОПЕК.
Как сообщает портал Stratfor, недавние события «могут сильно дестабилизировать геополитическую систему, вызывая не только внутреннюю нестабильность, но также и потенциальные изменения в равновесии власти». И далее: «Сырье является основой основ всех мировых рынков. С геополитической точки зрения оно представляет собой стратегические активы, поскольку все мировое производство может оказаться переформатированным в результате изменений в стоимости и доступности к источникам энергоресурсов, металлов и продовольствия».
Главный тезис, публикуемый порталом Stratfor, состоит в том, что «торговля продовольственными продуктами отличается от торговли иными видами сырья, в частности, углеводородами. Цена на продовольствие имеет большее значение для политической стабильности, чем цена на нефть. Авторы статьи указывают, что когда прерывается снабжение продовольствием, население вначале страдает от голода, а потом начинаются волнения, и правительства трясет изнутри. По зерновым, отмечают они, наиболее сильные позиции у США и Европы, которые вместе смогли бы разработать единую продовольственную политику посредством создания аналога зернового ОПЕК или иных продуктовых организаций. Американцы и европейцы от голода не страдают, а их доходы позволяют им лучше оперировать ножницами цен, чем развивающимся странам.
Нетрудно заметить, что «Ход арабских революций» (так озаглавлена моя недавняя книга) вспыхнули в результате подрыва «всемирного продовольственного детонатора».
Сотрудники портала Stratfor не уточняют, какие «европейцы» будут страдать от голода через четыре года. Нет и необходимости создавать продовольственный ОПЕК, поскольку США и Великобритания представляют собой ядро продовольственного картеля из шести транснациональных компаний, контролирующих мировые цены на зерновые культуры и хлеб.
США и Великобритания контролируют 64% сверхкомпактного банковского ядра, господствующего над всей мировой финансовой системой.
Именно англо-американские финансы управляют реальной экономикой. Из 50 главных мировых «контролеров» на США приходится 48%; на Великобританию 16%; на Францию 10%; на Японию 8%; на Германию 6%; на Голландию 4%; на Швейцарию 4%; на Италию 2% и на Китай тоже 2%.
Получается, что США и Великобритания контролируют 64%, а Китай – несчастные 2%. На долю большой семерки (G-7) в целом приходится 90%, в то время как на страны БРИКС, представленные лишь Китаем, мизерные 2%. Это свидетельствует о финансовой уязвимости стран БРИКС в целом.
Как это ни парадоксально звучит, нa Китай, обладающий наибольшими валютными запасами (30.4%), приходится всего лишь 2% контроля за реальной экономикой.
Более того: сумма валютных запасов всех стран большой семерки (20.42%) меньше, чем у Китая, не говоря уже о денежных средствах, принадлежащих китайским общинам по всему миру (39%). Это означает, в мировых финансах контроль за средствами важнее, чем обладание ими, а спекуляция имеет большую ценность, чем инвестиция.
В весьма сомнительном рейтинге финансового развития, разработанного Всемирным давосским экономическим форумом, два первых места в 2010 году поделили между собой США и Великобритания. Из 10 первых позиций четыре занимают страны G-7, в то время как страны БРИКС находятся далеко позади: Бразилия (32), Россия (40), Индия (37), Китай (22) и Южно-Африканская Республика (31).
Ошибочность подхода к определению места в рейтинге наглядно проявляется на примере Гонконга, находящегося под юрисдикцией Китая в соответствии с принципом «одна страна, две системы».
Странным образом в последнем рейтинге за 2011 год Гонконг, занимавший третье место в 2010 году, вытеснил с первого места США в связи финансовым кризисом в западном мире и неуклонном подъеме Китая, что наглядно видно на примере Гонконга.
Несмотря на существенные валютные запасы и второе место в мире по объему внутреннего валового продукта, он еще весьма далек от мировых структур финансового контроля, свидетельством чему является господствующие позиции США в Международном валютном фонде и Всемирном банке.
В рейтинге Всемирного давосского экономического форума страны БРИКС по-прежнему занимают далеко не первые позиции. Немного улучшился показатель Китая, который поднялся на три пункта: Бразилия (30), Россия (39), Индия (36), Китай (19) и Южно-Африканская Республика (29).
Для полноты картины заметим, что Мексика находится на пафосном 41 месте, после Перу (40) и Панамы (37).
В области авианосцев превосходство США над Китаем просто ошеломляющее. У США 11 действующих авианосцев, один в резерве и три строятся. У Китая же всего один, да и тот реконструированный, то есть бывший в употреблении. Ему его продала Россия, а Пентагон сделал из него жуткое пугало, чтобы таким образом подчеркнуть «военную угрозу, исходящую от Пекина».
Из 10 стран, имеющих на вооружении авианосцы, у США их больше (11), чем у остальных девяти: Италия (2), Испания (2), Индия (1), Великобритания (1), Бразилия (1), Франция (1), Россия (1), Таиланд (1) и Китай (1). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что у России, являющейся ядерной сверхдержавой, всего один авианосец.
Раз в неделю портал Stratfor всячески возвеличивает глобальную военно-морскую мощь США. Из 11 американских авианосцев, бороздящих воды Мирового океана, один принадлежит к классу Enterprise, а остальные 10 – к классу Nimitz. Его длина составляет 333 метра, он развивает скорость до 56 километров в час, плавает в течение более 20 лет без дозаправки топливом (благодаря использованию атомных реакторов). Срок его эксплуатации составляет 50 лет, а стоимость утилизации – 900 миллионов долларов. Владыки морей и океанов, 11 американских авианосцев принимали участие в ряде международных конфликтов и военных операций, главным образом, в стратегически важном районе большого Ближнего Востока, от Персидского залива до Афганистана, включая Ирак. В настоящее время они сосредотачиваются вблизи трех морей, омывающих Китай, у которого нет ни одного собственной постройки. И это есть его Ахиллесова пятой в военной области.