В конце прошлой недели госсекретарь Хиллари Клинтон начала очередное турне. Она собиралась посетить Данию, Норвегию, Швецию, Армению, Грузию, Азербайджан и Турцию. В Скандинавии она планировала посетить несколько форумов по изменению климата и природосберегающей энергетике. Кроме этого в Швеции она намеревалась обсудить свободу интернета, а также ситуацию в Афганистане и на Ближнем Востоке. Однако в горах Кавказа и в Турции Хиллари предстоит столкнуться с настоящими геополитическими проблемами: кровавыми межэтническими конфликтами за территорию, резней на религиозной почве и странами на грани статуса ядерных держав с глобальными амбициями.
Последняя часть турне будет самой трудной. 4 июня Хиллари встречается с президентом Армении Сержем Саргсяном, на следующий день она открывает в Батуми пленарное заседание Американо-грузинской комиссии по стратегическому партнерству и проводит встречу с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. После этого ей предстоит визит в Баку, к азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву.
Встречи с мачо
Встреча с тремя южнокавказскими президентами открывает возможность добиваться переговоров по спорному Нагорному Карабаху, зашедших в тупик после почти двух десятилетий оккупации Арменией территории Азербайджана. Оккупация Карабаха – пороховая бочка, которая может взорвать Южный Кавказ. Если это произойдет, вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном будет нести опасность для транзита энергоносителей от Каспийского моря, угрожать Грузии (Россия может потребовать транзита через грузинскую территорию для своих войск, отправляющихся помогать союзной Армении) и увеличить вовлеченность в дела региона еще одного союзника Армении – Ирана. Все это не соответствует национальным интересам США.
Администрация Джорджа Буша-младшего пыталась заставить стороны вести переговоры в 2001 году при участии Колина Пауэлла, бывшего тогда госсекретарем, - но безрезультатно.
Вряд ли Армения и Азербайджан прислушаются к призывам Клинтон найти справедливое решение конфликта, которое должно подразумевать освобождение оккупированных азербайджанских земель. В конце концов, многолетнее посредничество российского экс-президента Дмитрия Медведева, добившегося отличных отношений как с Баку, так и с Ереваном, не привело ни к каким прорывам.
Азербайджан и «Евровидение»
Еще одна приоритетная для госсекретаря задача – выразить в ходе визита в Баку поддержку маленькому, но богатому энергоресурсами Азербайджану и его президенту перед лицом непрекращающейся террористической деятельности и постоянных заговоров со стороны Ирана. Совсем недавно стало известно о координировавшемся из Ирана масштабном плане убийства американских и израильских дипломатов в Баку, членов их семей, а также других людей. Иранские агенты планировали убить дипломатов и их родных с помощью заминированных автомобилей и снайперских винтовок с глушителями, а также нанести удары по американским и еврейским компаниям и общественным организациям.
Аналогичные теракты, тоже планировавшиеся за рубежом, уже происходили в Индии, Грузии и Таиланде. Речь идет о части глобальной иранской кампании террора, мишенью которой также стало посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне. Тем не менее, администрация Обамы приложила массу усилий, чтобы на иранский режим не была возложена ответственность за эти заговоры.
Азербайджан, в котором недавно прошло популярное телешоу - конкурс песни «Евровидение», демонстрирует беспрецедентный для мусульманского мира - и особенно для соседнего Ирана - уровень национальной и религиозной терпимости. Эту модель следует хвалить и продвигать в рамках американской публичной дипломатии адресованной исламским странам. Однако в то же время, новости, связанные с конкурсом, нередко фокусировались на таких проблемах Азербайджана, как коррупция и иногда случающиеся политические репрессии. Азербайджану имеет смысл развивать многопартийную систему и плюрализм в СМИ, повышать качество управления, увеличивать транспарентность и укреплять законность. Однако Клинтон следует затрагивать эти проблемы сдержанно и по-дружески. В конце концов, Азербайджан встал на сторону Соединенных Штатов в вопросах, связанных с Афганистаном, Ираном, Ираком и непризнанием российской оккупации частей территории соседней Грузии.
Сложные задачи
В Армении Клинтон следует потребовать возобновление смирных переговоров под эгидой Минской группы, в которой совместно председательствуют Россия и США. Цель этих переговоров, основанных на Лиссабонской декларации ОБСЕ 1996 года и на Мадридских принципах 2007 года, - добиться вывода армянских войск с азербайджанских территорий и возвращения домой сотен тысяч беженцев. Госсекретарь должна также призвать Ереван признать, что тесные связи с Тегераном несовместимы с хорошими отношениями США (и с американской помощью).
В Грузии Клинтон следует объявить о поддержке Америкой территориальной целостности этой страны и призвать к переговорам, которые должны положить конец российской оккупации Абхазии и Южной Осетии и привести к их возвращению в той или иной форме в состав Грузии. Госсекретарю будет особенно непросто выступить в поддержку вступления Грузии в НАТО с учетом озабоченности президента «перезагрузкой» отношений с Россией. Тем не менее, она может повторить свои слова, произнесенные на майском саммите НАТО в Чикаго, на котором он заявила, что «наша решимость должным образом расширять альянс – ключевой элемент нашего предназначения и нашего сообщества».
Азербайджану Клинтон следует предложить расширенную программу антитеррористического сотрудничества, которая должна включать в себя подготовку и снаряжение азербайджанских спецслужб и спецназа, а также определенный уровень обмена разведданными, не ставящий под удар американские источники информации. В то же время госсекретарь должна подчеркнуть, что Америка поддерживает повышение качества управления, демократизацию, права человека и увеличение транспарентности в Азербайджане, получающем сейчас рекордные нефтегазовые доходы. Расширение доступа азербайджанских студентов, ученых и чиновников к американскому образованию—как к получению полноценных ученых степеней, так и к краткосрочным учебным программам, — должно также стать одним из приоритетов.
В Турции Клинтон выступит на совещании министров, посвященном противодействию терроризму. Турция взяла на себя ведущую роль в поддержке суннитской оппозиции правителю Сирии – алавиту Башару Асаду. Однако в рядах умеренной оппозиции сейчас царит смятение, и в противодействии правящему в Дамаске режиму все большую роль играют исламские экстремисты-сунниты, включая «Братьев-мусульман» (поддерживаемых турецкой правящей партией ПСР) и представителей «Аль-Каиды». Анкара препятствует санкциям против Ирана, ведет антиизраильский курс и поддерживает «Братьев-мусульман» на всем Ближнем Востоке. Это наглядно демонстрирует ограниченность американо-турецкого «медового месяца», начавшегося при Обаме.
Тем не менее, Клинтон следует признать лидирующую роль Анкары в поиске выхода из сложившейся в Сирии ситуации путем переговоров. Однако при этом она должна потребовать, чтобы Турция проявила солидарность со своими союзниками по НАТО, полностью поддержав американские и европейские санкции против Ирана, прекратив содействовать «Братьям-мусульманам» на Ближнем Востоке и улучшив отношения с Израилем и Кипром. Последнее должно подразумевать смягчение риторики, затрагивающей шельфовые газовые месторождения в кипрской исключительной экономической зоне.
Обиженные друзья, непреклонные враги
Возможно, после ноябрьских выборов Клинтон придется уйти. В этом случае администрация Обамы оставит после себя стратегический пейзаж с серьезно обиженными друзьями и с врагами, которые остаются непреклонными, несмотря на все попытки их умиротворить. В ходе своего - возможно, последнего - турне по региону госсекретарь Клинтон должна постараться предотвратить подобный исход.
Ариэль Коэн – PhD, старший научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной энергетической политики Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies), который является подразделением Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде Heritage Foundation.