Парламент ужесточает право проведения собраний. Демонстрантам в будущем грозят крупные денежные штрафы. Два десятка противников вносимых в законодательство изменений были во вторник задержаны перед зданием Думы.
По меньшей мере два десятка активистов были задержаны полицией во вторник перед зданием Думы в Москве. Среди них оказался также председатель демократической партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Демонстранты протестовали против ужесточения закона о проведении собраний, но, тем не менее, благодаря усилиям партии власти «Единая Россия» (ЕР) уже во вторник поспешно и сразу в двух чтениях подготовленные поправки к закону были проведены через парламент. В результате закон вступит в силу как раз вовремя – к моменту проведения следующей большой демонстрации оппозиции, запланированной на 12 июня.
Читайте также: Московских оппозиционеров гонят с газонов
Даже благожелательно настроенным наблюдателям сложно увидеть в этом ужесточении что-либо другое, кроме ограничения и ползучей отмены свободы собраний. Потерявший уверенность Кремль пытается преподнести эту инициативу внешнему миру как приведение законодательства страны в соответствие с европейскими стандартами – в России до последнего времени не было запрета на ношение масок, а денежные штрафы были ниже, чем в Евросоюзе.
По мнению «ЕР», теперь это будет исправлено, хотя утвержденные изменения не учитывают уровень минимальной заработной платы в России. Все это не оставляет сомнений в том, какие цели на самом деле преследует обновленный закон. В случае его нарушения частным лицом штраф может составить от 300 до 7500 евро, а для юридических лиц он может доходить до 16000 евро. Тот, кто будет осужден за политические правонарушения, получит уже в ближайшем будущем более суровое наказание, чем воры или люди, совершившие тяжкие уголовные преступления. Это также является ясным свидетельством того, на чьей стороне находятся симпатии власть предержащих и кого они считают для себя более опасными.
Также по теме: Оппозиция манипулирует молодежью для дестабилизации России
Правозащитники встревожены в первую очередь размытостью формулировок нового закона. Организатором акции протеста теперь считается не тот, кто сообщает о ее проведении или заявляет о своей ответственности. Только суд вправе задним числом решить, кто был юридически ответственным организатором проведенной акции. С учетом того, что суды в России, как правило, представляют собой довесок аппарата власти, следует опасаться того, что судьи будут находить виновных именно там, где этого захочет Кремль.
Наблюдатели полагают, что принятые поправки не снизят желания населения участвовать в протестных мероприятиях. В долгосрочной перспективе борьба против десятков тысяч людей не сулит особого успеха. Кроме того, большие денежные штрафы при организованных акциях протеста могут распределяться на всех участников. Вместе с тем этот закон свидетельствует о слабости его инициаторов – кремлевская камарилья больше не чувствует себя спокойно.