Труппа великого московского Большого театра – стремительные и чрезмерно эмоциональные танцоры одного из двух российских исторических театров – заставила пережить дежавю горько-сладкого напряжения, вернувшись в четверг на сцену Павильона имени Дороти Чендлер.
В четверг давали балет «Лебединое озеро» Юрия Григоровича, который закрывал нынешний сезон Glorya Kaufman Presents Dance в Центре музыки. Григорович был главным балетмейстером Большого театра в течение 30 лет, окончательно оставив свой пост лишь в 1995 году.
То, что практически все билеты на спектакль были распроданы, а также реакция восторженной публики свидетельствуют о непрекращающемся влечении американцев к этому балету, который так нравится людям, и к Большому театру, который не давал представлений в Центре музыки более десяти лет. Однако для этой печально известной своими капризами труппы путь был не слишком благополучным, и это также отразилось на их выступлении.
Бывший главный танцовщик Большого театра Сергей Филин теперь занимает должность художественного руководителя труппы – уже пятый за последние 17 лет. Уход Григоровича по большей части освободил колосса от его устаревшего репертуара, но не до конца. Это «Лебединое озеро» (созданное на основании работ Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского) было осовременено 11 лет назад, однако балет все равно во многом напоминает свою небезупречную версию, которую в последний раз видели здесь в 1990 году в Шрайн-Аудиториум.
Основными недостатками балета являются его измененный, бессмысленный сюжет и некоторые перестановки в партитуре Петра Чайковского. Исключив мимику и другие способы передачи эмоций, Григорович не оставил танцорам практически никаких средств для выражения сильных чувств, поэтому аудитории оставалось только восхищаться их безупречной техникой исполнения.
Техника танцоров – это достоинство Большого театра, которое необходимо признать и похвалить. Их физическая форма потрясает, также как и вдохновляющая синхронность и элегантные позы всего состава - от кордебалета до прим и премьеров. Посмотрите, как в первом акте женщины превращаются в лебедей, как танцуют диагональные ряды придворных – все было идеально.
Однако в четверг исполнение ведущей пары – Анны Никулиной в роли очаровательной королевы лебедей Одетты и ее темного альтер-эго Одиллии и Семена Чудина в роли принца Зигфрида – было не слишком идеальным. Они немного не дотягивали до того уровня, которого можно было бы ожидать от Большого театра, то есть до исполнителей звездного уровня. Во время предыдущих американских гастролей Большого было немыслимо назначать такую солистку как Никулина на роль королевы лебедей. И на этот раз это оказалось ошибкой.
Чудин обладает скромным очарованием юности, которое и привлекало зрителей в этом, вероятно, наивном и неопытном принце. Его сольные партии – Зигфрид танцует па-де-труа в первом акте – были исполнены чисто и точно. Его блестящие батманы и прыжки были великолепны.
Никулина также владеет целым арсеналом технических приемов, однако ей не удалось безупречно их исполнить. Ее королева лебедей выглядела вымученной, ей не хватало той стилистической связности и великолепия, которые делают эту роль судьбоносной для балерины. Никулиной лучше удавались партии Одиллии, когда она могла сосредоточиться на многочисленных пируэтах и высоких арабесках – как будто это было соревнование.
Другие солисты выступили лучше, включая убедительно порочного Павла Дмитриченко в роли Злого Гения. В роли Глупца (также известного как Шут) Вячеслав Лопаткин с его непринужденной техникой и приятной манерой танцевал блестяще.
Анжелина Воронцова и Анна Тихомирова присоединились к Зигфриду в па-де-труа, исполнив его эмоционально и на высоком уровне. Тихомирова не вышла на сцену для исполнения финального трио, однако Воронцовой и Чудину удалось компенсировать ее отсутствие.
Главными героями того вечера стали вовсе не танцоры на сцене, а оркестр. Дирижер Павел Клиничев и местные музыканты отдали дань уважения Чайковскому своим роскошным, часто до боли прекрасным исполнением его музыки. Клиничев следил за тем, чтобы танцоры на сцене держали темп и выглядели хорошо, и убедился в том, что они и оркестр завершили спектакль вместе.
Не будет ошибкой сказать, что благодаря популярности фильма «Черный лебедь» 2012 год станет годом «Лебединого озера» в Южной Калифорнии: ранее в этом году балетная труппа Лос-Анджелеса, теперь труппа Большого театра. Если вам этого мало – а крики и возгласы, обращенные к танцорам, говорят о том, что мало – у вас еще есть шанс побывать на представлении Мариинского театра в округе Оранж в октябре.