Хотя концепция глобальной супранациональной власти – что-то трудно осязаемое и далекое, говорить об этом стоит, тем более, что в литовском академическом и политическом дискурсе понятие супранационализма и тема возможностей его реализации на практике малоисследованны.
Часть представителей мирового научного сообщества склонна считать, что существование супранациональной власти неизбежно. По подсчетам одних, мир будет политически единым к 3500 г., по мнению других – уже в 2300 г. Главная переменная, позволяющая делать такие прогнозы – уменьшение количества государств за последние 3-4 тысячи лет.
Важнейшим интересом государства и общества является национальная безопасность. При этом, решать глобальные проблемы в условиях, когда национальная безопасность одного государства представляет собой угрозу национальной безопасности другого государства, трудно, а иногда невозможно. Например, ни одна страна добровольно не откажется от ядерного оружия, будучи не уверена в том, что остальные последуют ее примеру. Похожая логика действует и в случае с изменением климата, загрязнением окружающей среды, терроризмом и т.д. Таким образом, возникает следующий вопрос: «Не является ли государство как таковое источником сегодняшних и будущих угроз?»
В соответствии с позицией представителей теории социального договора, государства образовывались как механизмы легитимного использования силы, поэтому их существование является меньшим злом по сравнению с непредсказуемой анархией. Но решили ли они проблему анархии? Очевидно, что нет. Одного социального договора никогда не было – было много договоров, которые закрепляли национальный суверенитет, отрицающий высшую власть. Хотя естественное – хаотичное – состояние человеческих отношений было преодолено, на межгосударственном уровне оно сохранилось и в условиях глобализации влияет на рядовых жителей разных стран. Как выход – глобальный договор и один суверенитет для всех.
По мнению теоретиков реализма, государство на сегодняшний день является крупнейшей формой существования человеческой общности, и большинству народов идея одного властного центра неприемлема, так как это означает отказ от собственной страны. Если придерживаться логики одного из классиков реализма Г. Моргентау, человек, который действует от имени всего человечества – предатель, поскольку верность своему государству как «незаменимой организации» является ее ключевым элементом. В связи с этим, важнейшая задача заключается не в обеспечении безопасности граждан, а в сохранении государственного института. Иными словами, государство со всеми его интересами обожествляется и превращается в самоцель.
Таким образом, государственная машина начинает угрожать гражданину не только в случае иностранного вмешательства, но и в результате внутриполитической борьбы за власть, или тогда, когда руководители страны принимают решение пожертвовать чьими-либо интересами во имя интересов государства.
Пример Сирии показывает, как в стремлении защитить себя режим Б. Асада игнорирует интересы граждан. При этом раздираемое противоречиями между Россией и Китаем с одной стороны и Западом с другой международное сообщество не может решить проблему. Схожая ситуация складывается в случае с ядерной программой Ирана и Северной Кореи, в арабо-израильском конфликте и т.д.
Государство изначально подразумевает конфликт и акцентирование «внешней угрозы», что расходится с демократическими ценностями и принципом всеобщей пользы. Например, экономические решения крупной, но не интегрированной в мировое сообщество страны могут создать глобальные проблемы. Или же строительство АЭС у границы соседнего государства без принятия во внимание интересов его граждан нарушает их права. Иными словами, нескоординированные действия государств в условиях глобального мира создают ситуацию, при которой действия одной страны влияют на жизнь другой, но при этом никто не отвечает за политические, экономические и социальные последствия происходящего.
Можно ли исправить систему, недостатки которой становятся все более очевидными, и каким образом это можно сделать? Один из возможных ответов на этот вызов – супранациональная власть. Г. Моргентау утверждает, что она никогда не была так необходима цивилизации как сейчас. В то же время можно не согласиться с его мнением о том, что моральные, социальные и политические обстоятельства для появления мирового государства сегодня исключительно неблагоприятны.
Пусть это прозвучит банально, но не смотря на все его нынешние проблемы, Евросоюз можно назвать репетицией создания мировой власти. Межгосударственная интеграция означает постепенный отказ от национального суверенитета и создание наднациональных центров, новой системы управления, способной объединить различные социумы. Интеграция – это суть ЕС и способ решения любой европейской проблемы. Больше ого, практика показывает, что денационализация отдельных сфер жизни Европы ведет к необходимости денационализации других секторов, а тесная интеграционная работа в какой-нибудь области со временем начинает требовать еще большего уровня интеграции на данном направлении. Наиболее яркий пример – создание фискального союза для спасения еврозоны.
Пытаться сегодня предсказать, как будет выглядеть будущее мировое правительство, не так важно, как не дать остановиться интеграционным процессам, способным изменить трагический мировой порядок. Конечно, такие перемены могут привести и к болезненным последствиям, однако если направить трансформацию в правильное русло, их можно будет избежать. Первым шагом на пути безопасного «убийства» государства является формирование соответствующего информационного дискурса и создание глобального (отделенного от национального суверенитета и государственной территории) сетевого общества.
И кто знает, возможно политически единым мир станет уже в XXI в.