В центре внимания турецких СМИ оказались дипломатические дискуссии вокруг ситуации в Сирии и реакция мирового сообщества на предложение России провести международную встречу по сирийскому вопросу.
В турецких изданиях обсуждаются два значимых для Анкары события – телефонный разговор министра иностранных дел Турции А.Давутоглу со специальным представителем ООН и ЛАГ К.Аннаном, а также предоставление Посольством РФ МИДу Турции подробной информации по проведению конференции по сирийскому вопросу. Реакция турецкой стороны в первом случае свелась к общей констатации фактов нарастания кризиса и критике несоблюдения плана мирного урегулирования (Cumhuriyet,11.06), а во втором – к сообщению МИДа Турции о том, что вопрос об участии в конференции находится на рассмотрении (Hürriyet,11.06). Cumhuriyet (7.06) приводит высказывание премьер-министра Турции Р.Эрдогана о том, что, несмотря на предыдущие консультации с Россией и Китаем по сирийскому вопросу, Турция и Россия обсудят дальнейшие действия на предстоящем саммите «G-20».
Важным фактом, по мнению Yeni Mesaj,13.06, является приглашение Россией Ирана на международную конференцию. Это, комментирует издание, свидетельствует не только о том, что Россия собирается взять Иран под эгиду в случае обострения ситуации вокруг этой страны, но и способствовать избавлению ИРИ от статуса «страны-изгоя», усаживая Иран за один стол с «приличным мировым сообществом».
На прошедшем в Стамбуле заседании координационного комитета всемирного антитеррористического форума А.Давутоглу и Х.Клинтон сошлись во мнении о несоблюдении сирийским руководством плана К.Аннана и значимости позиции России для претворения в жизнь стратегии «постасадовской» Сирии (Evrensel,7.06).
Оценивая позицию дипломатии Анкары как выжидательную, газета «Yeni Çağ» (11.06) делает вывод, что Турция ходит с «черной повязкой на глазах», которую нацепили ей США, и, пытаясь вслепую «нащупать» свой путь, уступает одby рубеж за другим в сфере своих национальных интересов. Cumhuriyet (11.06) заключает, что внешнее вмешательство, к которому Запад подталкивает Турцию, возможно только после принятия соответствующей резолюции ООН. Последнее же напрямую зависит от позиций России и Китая.
Ряд изданий (Akşam,10.06, Vatan,10.06, Hürriyet,10.06, Zaman,10.06, Türkiye,10.06) приводят заявление министра иностранных дел РФ С.Лаврова о том, что Россия ни под каким предлогом не допустит военного вмешательства в Сирии. Zaman,10.06 отмечает готовность МИДа РФ не препятствовать отстранению Б.Асада от власти на основе выбора сирийского народа. Это оценивается изданием как ослабление поддержки Россией Б.Асада, не соблюдающего план мирного урегулирования.
Газеты «Bugün» (9.06) и «Yeni Asya» (11.06) приводят высказывание заместителя министра иностранных дел РФ Г.Гатилова после встречи со специальным представителем Госдепартамента США по Сирии Ф.Хофом о достигнутой договоренности по принятию совместного с США решения по сирийскому вопросу. По мнению Zaman,10.06, Москва, «зажегшая зеленый свет» освобождению Б.Асадом занимаемого поста в обмен на судебный иммунитет, получила от Вашингтона гарантии сохранения своих интересов в «постасадовской» Сирии. После того, как США и Россия якобы пришли к согласию по реализации «йеменского сценария» в Сирии, констатирует Akşam,12.06, Анкара также стала позитивно оценивать данный сценарий. Министр иностранных дел Турции А.Давутоглу отметил, что предусмотренные «йеменским сценарием» кадровые изменения в пользу лидера, способного вернуть народное доверие, являются приемлемым шагом.
По мнению Yeni Çağ,11.06, Россия, поддерживая режим Б.Асада, позволила вместе с Китаем просуществовать ему еще некоторое время. С другой стороны, Москва все время говорит теперь о необходимости установления демократической формы правления в Сирии и не настаивает на сохранении действующей сирийской власти. Это якобы вытекает из настойчивых требований Кремля соблюдения плана К.Аннана всеми сторонами сирийского конфликта. Издание приходит к выводу, что основной целью России является сохранение торговых российско-сирийских отношений, а также «наличия легитимной площадки для развертывания контингентов российских вооруженных».
Radikal,13.06 отмечает, что беспокойство России в связи с близким падением режима Асада связано с возможным приходом исламистов и распространением исламского влияния (а то и хаоса) на некоторые регионы России. Кроме того, Россия боится бойкота со стороны стран ЕС на экспорт своих энергоресурсов в случае начала организованной Западом военной интервенции в Сирию.