Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В вопросах развития ШОС не следует действовать поспешно

© POOL / Перейти в фотобанкСовместное фотографирование глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), глав государств и правительств стран-наблюдателей и глав приглашенных государств.
Совместное фотографирование глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), глав государств и правительств стран-наблюдателей и глав приглашенных государств.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Китай расходятся в оценках своих ожиданий от торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Четыре среднеазиатских государства-члена ШОС являются бывшими республиками СССР. Стратегическая цель России в этом регионе – сохранить собственное влияние. Россия не хочет, чтобы какие-либо другие страны играли там важную роль.

Шанхайская организация сотрудничества с момента своего основания является совещательным механизмом, главное место в котором занимают вопросы безопасности. Вслед за достигнутым в последние годы большим прогрессом в сфере сотрудничества по вопросам безопасности, отдельные эксперты в Китае стали выражать мнение, что ШОС не только стала организацией, в рамках которой ведется сотрудничество по вопросам безопасности, но и может превратиться в организацию, в рамках которой будет вестись сотрудничество в сфере региональной торговли и экономики. Некоторые эксперты даже выдвинули предложение, чтобы дальнейшее строительство ШОС шло по образцу АСЕАН.

Подобные идеи звучат вдохновляюще, однако в данный момент они выглядят не очень реалистично. Сегодня двусторонние торгово-экономические отношения между государствами-членами ШОС развиваются довольно хорошо. Однако сотрудничество в рамках всей организации или же участие всех государств-членов ШОС в торгово-экономическом сотрудничестве, пока находится на стадии медленного старта. Особенно — в вопросах строительства режима и механизма, где на протяжении многих лет прогресс невелик.

Читайте также: ШОС не будет спарринг-партнером для НАТО

Причиной этого явления главным образом является то, что два самых больших государства-члена ШОС – Россия и Китай – расходятся в оценках своих ожиданий от торгово-экономического сотрудничества в рамках организации. Четыре среднеазиатских государства-члена ШОС являются бывшими республиками СССР. Стратегическая цель России в этом регионе – сохранить собственное влияние. Россия не хочет, чтобы какие-либо другие страны играли там важную роль. Последние два года Россия придает все большее значение экономическому сотрудничеству в СНГ и прикладывает немало сил для продвижения «Евразийского союза» (ранее Евразийского таможенного союза). Другими словами, именно Евразийский союз для России является первостепенным торгово-экономическим союзом. Кроме того, страны Центральной Азии, которые должны войти в него, уже являются членами ШОС. С точки зрения России, у нее нет никаких серьезных причин строить на базе ШОС торгово-экономический союз. Напротив, положение Китая не совпадает с российским. Китай не может игнорировать потребность в энергетике и ресурсах Центральной Азии. Развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений со странами Центральной Азии является главным ожиданием Китая от ШОС, поэтому Китай занимает позицию активного продвижения.



Также по теме: Россия водит западные демократии за нос

Китай должен трезво оценивать политические различия между ним и Россией, а также обратить внимание на существующее множество проблем между среднеазиатскими государствами-членами ШОС, которые даже носят антагонистический характер. Например, конфликты из-за энергетики между Узбекистаном, с одной стороны, и Кыргызстаном и Таджикистаном с другой, привели к тому, что прогресс их торгово-экономического сотрудничества невелик, а в некоторых областях даже наблюдается регресс. С момента обретения независимости экономическая интеграция стран Центральной Азии являлась горячей темой для обсуждения, однако сейчас она уже отложена на долгие годы. Естественно, прежде чем менять ситуацию с низким уровнем торгово-экономического сотрудничества между самими странами Центральной Азии, необходимо повысить общий уровень торгово-экономической кооперации ШОС, что намного сложнее. Кроме того, общая площадь государств-членов ШОС составляет выше 30 миллионов квадратных километров, а население свыше 1,5 миллиарда человек. Уровень развития каждой из стран ШОС, их строй, экономические уклады имеют большие различия. Это — те проблемы, которые стоят перед ШОС в вопросе выстраивания режима и механизмов взаимодействия.    Несомненно, описанные выше проблемы не могут быть решены за короткий период времени, необходимо объективно понимать и оценивать торгово-экономическое сотрудничество в рамках ШОС. Прежде всего, необходимо четко определить цели, не ставя их слишком высоко. Во-вторых, не следует торопиться с осуществлением поставленных целей и намечать в плане короткие промежутки времени для их реализации. В-третьих, когда временно не удается достичь целей в вопросах выстраивания режима и механизмов взаимодействия, следует сильнее концентрироваться на поиске конкретных мер. В-четвертых, на сегодняшний день укрепление сотрудничества между государствами-членами ШОС является самым реальным и эффективным путем, при этом необходимо обязательно обращать больше внимания на интересы стран Центральной Азии.   

Таким образом можно понять ситуацию по вопросам торгово-экономического сотрудничества стран ШОС. Одновременно необходимо осознавать, что эту ситуацию можно постепенно изменить, однако в этом вопросе не стоит торопиться. ШОС достигла немалых успехов за 10 лет сотрудничества, поэтому следует позитивно смотреть на ее будущее.

Ян Шу – директор Института Центральной Азии Ланьчжоуского университета.  

 

Перевод выполнила Татьяна Щенкова.