…Марш миллионов-2, в День России 12 июня состоялся в центре Москвы и побудил вспомнить сказанное когда-то назначившим самого себя в третий раз президентом Владимиром Путиным, что место для митингов оппозиции за сортиром, пишет «Диена».
Тогда он был «только» премьером во время президентства Дмитрия Медведева, однако вряд ли нынешний глава государства забыл выраженное тогда мнение. Это не так, и теперь видим, что Путин готовится пойти еще дальше, потому что подписал закон о митингах. Он предусматривает огромные денежные штрафы за нарушение порядка при организации митингов, а также существенно ограничивает право участия в манифестациях. Такие действия могут быть продиктованы только одним и недвусмысленным желанием - изгнать всех недовольных с улиц российских городов, прежде всего и главным образом, из Москвы. Путин решил, что не будет начинать торг о реформах с той частью общества, которая хочет добиться существенных перемен в государстве. Ясно, что бывший чекист выбрал обратное – применение силы для сохранения «стабильности», что он любит подчеркивать.
Увиденное в последние дни в столице России напоминает сталинские репрессии 30-х годов. По меньшей мере, именно в таком стиле прошли жестокие обыски на квартирах видных оппозиционеров. Без допущения адвокатов были обысканы квартиры Сергея Удальцова, Ильи Яшина, Ксении Собчак и Алексея Навального. Им, по всей вероятности, придется отвечать за нарушения во время демонстрации 6 мая. Достойно внимания обнаружение миллиона евро в квартире Собчак, что теперь может дать основания для обвинений в участии Запада в финансовой поддержке оппозиции. Необходимо отметить, что на этот раз прокуратура действовала так грубо и примитивно, что это вызвало даже возражения умеренно настроенных людей.
Наблюдая за событиями в соседней стране, следует признать прогнозы, что ближайшее будущее в России не будет скучным. С одной стороны, оно обещает разрастание протестов, потому что массовые акции на данный момент это единственная реальная форма протеста. С другой стороны, можно ожидать все более жесткого закручивания гаек. Именно эту возможность избрал Путин, и в ближайшей перспективе это не обещает ничего хорошего. Однако прогнозировать, как будет развиваться ситуация в России, какие события в будущем могут назреть в сложном общественно-политическом организме этой страны, почти невозможно. Правительства многих стран сейчас с опасениями смотрят на события в России в надежде, что все же не повторится 37-й год.
…Та лавина информации, которая каждый день давит на Латвию из России, заявил в интервью «Неаткарига рита авизе» доктор исторических наук, куратор экспозиции Музея оккупации Ритварс Янсонс, способствует нежеланию русских школ интересоваться подлинной историей Латвии. У нас есть хороший опыт с Рижской украинской школой. Мы создали выставку об украинских национальных партизанах и пригласили историка из Украины: он говорил со школьниками по-украински, и им было понятно, что это человек из их среды, поэтому эффект в достоверности был высоким…
Даугавпилсские школьники создавали проект «Великая Отечественная война», и мои размышления об этом. Согласно стандартам образования Латвии, это абсолютно недопустимая вещь. У нас нет никакой Великой Отечественной войны, у нас есть Вторая мировая война, в которую была втянута Латвия…
Российская сторона сделала очень хитро: она решила, что комиссия (историков) изучает период только до сентября 1939 года. Это осознано сделано. Этот период не затрагивает острые моменты октября 1939 года, последовавшую оккупацию 1940 года и репрессии. Однако об упомянутых острых моментах надо говорить еще и еще, потому что приходит молодое поколение, для которого эти события не понятны сами по себе. Молодое поколение надо научить осознанию государственности, а именно: тому, что латвийская государственность – это ценность, в свою очередь, оккупация это необратимая утрата государственности… Мы напоминаем о черных датах для того, чтобы напомнить, что такое основные ценности Латвии, и как сложно их уберечь, и что мы не можем допустить еще одну оккупацию или еще один тоталитарный режим на своей земле.
Когда Германия оккупировала Латвию, она искусственно пыталась отделить латгальцев от латышей, чтобы потом латгальцев выслать из Латвии. Как этого добиться? Надо культивировать латгальский язык и автономию. Сегодня Россия и наши местные сторонники России делают то же самое… По-моему, именно поэтому Колеров ездил в Даугавпилс – чтобы культивировать эту автономию.