В последнюю неделю иногда казалось, что холодная война так и не закончилась. Однако в понедельник у Барака Обамы, наконец, появится возможность спокойно поговорить с Владимиром Путиным и надавить на нового российского президента в вопросе о сирийском кризисе.
Высокопоставленные дипломаты из обеих стран в последние дни обменивались необычайно агрессивными выпадами. На этом фоне г-н Обама намерен использовать встречу в кулуарах саммита «Большой двадцатки» в Мексике, чтобы неофициально выяснить, могут ли Америка и Россия найти общий язык по сирийской проблеме, утверждают высокие американские чиновники.
Первая встреча двух президентов с тех пор, как г-н Путин вернулся на президентский пост, станет ключевым моментом для дипломатии вокруг сирийского кризиса. Одновременно она покажет, как будут развиваться американо-российские отношения при лидере, который славится скептическим отношением к американской мощи – и который в прошлом месяце отказался посетить саммит «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде», что многие восприняли как оскорбление.
Перед г-ном Обамой стоит деликатная задача – попробовать добиться хороших рабочих отношений с г-ном Путиным в то время, как Конгресс все ближе подходит к одобрению критикующего Россию за нарушения прав человека «Закона Магнитского».
Дополнительно осложняет ситуацию избирательная кампания – республиканские противники г-на Обамы с удовольствием на него набросятся, если им покажется, что он пошел на какие бы то ни было уступки.
Ситуация с «Законом Магнитского» «подкрепляет мои предположения о том, что впереди нас ждут намного более трудные времена в отношениях с США», - заметил председатель комитета российского парламента по международным делам Алексей Пушков.
Перед встречей президентов Госдепартамент США пытался усилить давление на Москву. Госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что Россия поставила Сирии боевые вертолеты, и это способно привести к резкой эскалации конфликта. Министр иностранных дел Сергей Лавров гневно опроверг ее слова. Г-жа Клинтон в ответ заметила, что Россия вредит собственным интересам во всем регионе.
Впрочем, несмотря на резкую риторику, представители администрации Обамы утверждают, что позиции России и Америки по Сирии не так далеки друг от друга, как может показаться. «И мы, и они считаем, что необходимо избежать межрелигиозной войны, которая может выплеснуться за пределы Сирии и сказаться на всем регионе, - заявил высокопоставленный сотрудник администрации. – Однако между нами и русскими есть очевидные тактические разногласия по вопросу о том, как этого добиться».
В последние недели американские и европейские дипломаты намекают, что Россия, судя по всему, ищет альтернативных лидеров внутри сирийского режима. В связи с этим г-н Обама хочет проверить, насколько твердо г-н Путин поддерживает Башара Асада.
Кремль ясно дал понять, что он не держится за г-на Асада, но считает, что смена режима не должна быть предварительным условием для начала политического диалога в Сирии. Напротив, смена власти, по его мнению, должна произойти в конце процесса мирного урегулирования в результате выборов или референдума
По словам специалиста по Ближнему Востоку из московского Института востоковедения Ирины Звягельской, реальный масштаб влияния России на г-на Асада по-прежнему неизвестен.
«Я считаю, что Россия имеет на Асада большое влияние, но это не означает, что она может заставить его уйти», - заявила она.
Пока г-н Обама будет встречаться с г-ном Путиным на морском курорте Лос-Кабос, ему не стоит забывать о своем политическом сопернике, обвинявшем его в потворстве Москве.
Кандидат в президенты от республиканцев Митт Ромни заявил на этой неделе, что попытки г-на Обамы «перезагрузить» отношения с Москвой потерпели «явную неудачу».
Российская помощь необходима для осуществления военных поставок в Афганистан – особенно с тех пор, как Пакистан в ноябре перекрыл маршрут через свою территорию. Эта помощь могла быть одной из причин, по которым Пентагон не поддержал заявления г-жи Клинтон о российских вертолетах в Сирии.
Конгресс, скорее всего, примет «Закон Магнитского», который предусматривает запрет на въезд в Америку ряда российских чиновников, нарушавших прав человека, и блокировку их банковских счетов. Сторонники законопроекта из обеих партий хотят сделать это предварительным условием для нормализации торговых отношений с русскими, ставшей в этом году ключевым приоритетом для администрации в области торговли.
Россию в свою очередь угрожает, если законопроект будет принят, выпустить в ответ собственный список американских чиновников, которым будет запрещен въезд.