Сегодня быть представителем Вашингтона в России - задача не из простых. Протестное движение против Владимира Путина сотрясает государство с силой, равной которой не было с момента развала Советского Союза. В январе 2012 года администрация Обамы отправила в Россию нового посла - Майкла Макфола, профессора Стэнфордского университета, который признал, что «до сих пор осваивает искусство говорить более дипломатично». Он уже успел дать Кремлю повод написать в Twitter о его «непрофессионализме», однако его открытая оппозиция авторитарному режиму помогает ему завоевывать верных друзей среди российских активистов.
Вряд ли Макфол мог предположить, насколько сложной будет эта должность, когда помогал проводить перезагрузку отношений с Россией. Главной ее целью было сгладить многолетние разногласия между Белым домом и Кремлем. Казалось, что оттепель в отношениях уже начала набирать обороты, но пост президента вновь занял Путин, и его возвращение спровоцировало широкомасштабные протесты в духе арабской весны. Когда Макфол приступил к исполнению своих обязанностей, став при это вторым непрофессиональным дипломатом, назначенным послом в Россию за последние 30 лет, он оказался в самом центре взрывоопасной ситуации. В первый же месяц своего пребывания в России он встретился с продемократическими активистами, что спровоцировало бурю возмущения в государственной прессе, обвинявшей Макфола в заговоре с оппозицией.
Читайте также: Майкл Макфол о перезагрузке, Магнитском и «f... you» в твитах
С тех пор Макфол все чаще подвергается нападкам со стороны сторонников Путина. Министр иностранных дел России обвинил его в распространении «вопиющей лжи», а сам Макфол заявил о том, что его телефон прослушивается и что посторонние люди имеют доступ к его электронной почте и аккаунту в Twitter. Напряжение достигло критической точки в мае, когда Макфол упомянул о «большой взятке», которую, по его словам, Россия пыталась дать Киргизии за то, чтобы последняя отказала США в размещения армейского контингента на своей военной базе. После этого Министерство иностранных дел России тоже обвинило США в предложении взятки, а один из прокремлевских политиков заметил, что «Белому дому следовало дважды подумать, прежде чем направлять в Москву кого-то вроде Макфола».
В то время, как искренность Макфола раздражает Кремль, у прокремлевских активистов и интернет-сообщества она вызывает восхищение. Макфол оказался невероятно доступным послом, который проводит все свое свободное время в Twitter, общаясь со своими сторонниками. В самом деле, в сплоченном мире московской оппозиции Макфол стал чем-то вроде интернет-знаменитости, что сделало его истинным дипломатом XXI века. По словам Макфола, сама Хиллари Клинтон посоветовала ему уделять больше времени общению в социальных сетях. «Она сказала мне: «Выходи в сеть, Майк, потому что, если мы не выйдем в это пространство, то сможем увидеть только одну сторону общей картины».
Также по теме: Генпрокуратура Киргизии требует у Макфола объяснений
Хотя Макфол заявил, что «больше не собирается реагировать» на кремлевский сарказм, вряд ли ему удастся этого избежать. Путин начал жесткую борьбу с оппозиционными лидерами, а США и Россия, тем временем, движутся по направлению к открытому конфликту по сирийскому вопросу. На прошлой неделе в ленте Макфола в Twitter не появилось ни одного нового сообщения, несмотря на масштабные антипутинские митинги. Однако, как поклонники, так и критики Макфола подозревают, что Американец в Москве не сможет долго и смиренно молчать.
Анна Немцова - корреспондент Newsweek и The Daily Beast, проживает в Москве. Она также публиковалась в The Chronicle of Higher Education, на Radio Free Europe и в Foreign Policy.