Надежды президента Обамы добиться партнерских отношений с Владимиром Путиным, вернувшимся на пост президента России, похоже, стремительно увядают. Встреча между двумя президентами должна состояться в понедельник, однако Россия по-прежнему отвергает призывы США помочь остановить резню в Сирии и продолжает снабжать оружием режим Башара Асада. Одновременно Кремль все так же преследует россиян, которые стремятся к демократическим реформам и борются с коррупцией. В этом месяце известный журналист был вынужден бежать из страны после того, как высокопоставленный чиновник, якобы, пригрозил его убить.
Администрация время от времени публично выражает недовольство, но этим практически и ограничивается ее реакция на холодный ветер из Москвы. Вместо того, чтобы активнее на него реагировать, она требует от Конгресса сделать то, чего добивается г-н Путин – отменить поправку Джексона-Вэника, которая с 1974 года увязывает предоставление России преференций в торговле со свободой эмиграции. На первый взгляд, такой шаг имеет смысл – если законодательство не изменить, то, когда Россия этим летом вступит во Всемирную торговую организацию, американские компании окажутся в невыгодном положении. Однако, законопроект, гарантирующий России торговые преференции и отменяющий связанные с правами человека условия, совсем не выглядит подходящим ответом на поведение г-на Путина.
Читайте также: Google сообщает о тревожном усилении цензуры со стороны правительств
Именно поэтому сейчас в Конгрессе приобретает популярность идея увязать отмену поправки с новым правозащитным законом. «Закон Магнитского», предложенный сенатором-демократом от Мэриленда Бенджамином Кардиным (Benjamin Cardin), предполагает введение санкций против российских чиновников, «ответственных за внесудебные убийства, пытки или другие грубые нарушения международно признанных прав человека».
Законопроект носит имя юриста Сергея Магнитского, который раскрыл мошенническую схему на сумму в 230 миллионов долларов, применявшуюся сотрудниками российского министерства внутренних дел и российской налоговой службы. Он был арестован теми же самыми чиновниками и умер в тюрьме в результате жестокого обращения. Во вторник этот законопроект будет рассматриваться сенатским Комитетом по международным отношениям. Позднее, согласно договоренности, достигнутой между главой комитета по финансам сенатором-демократом от Монтаны Максом Баукусом (Max Baucus) и сенатором-республиканцем от Аризоны Джоном Маккейном (John McCain), он может быть увязан с законопроектом о торговле с Россией.
Также по теме: «Список Магнитского» миновал первый этап в конгрессе США
Самое привлекательное в законопроекте – его конкретность. Он затронет только тех, о ком известно, что они причастны к смерти г-на Магнитского или к преследованию других россиян, борющихся с коррупцией и нарушениями прав человека. Он накажет таких чиновников, как тот высокопоставленный российский правоохранитель, который предположительно угрожал убить журналиста из «Новой газеты» Сергея Соколова, а потом заняться расследованием этого убийства. Эти люди не смогут получать американские визы, а их долларовые банковские счета, зачастую использующиеся для вывода из страны незаконных доходов, будут заморожены. Важно также и то, что их имена будут опубликованы, и это может сделать их изгоями и в других западных странах.
Понимая, что «Закон Магнитского» необходим, чтобы принять законопроект о торговле, администрация хочет его выхолостить, переформулировав его таким образом, чтобы Госдепартамент мог приостанавливать санкции или публикацию имен по соображениям национальной безопасности. Возможно, в узком применении дать ему такую возможность было бы отчасти оправданным. Сенаторы сейчас рассматривают положение, которое позволит временно засекречивать имена некоторых объектов санкций, но каждый такой случай должен будет рассматриваться отдельно. Сейчас важнее всего, чтобы Конгресс дал г-ну Путину и его окружению понять, что их беззаконное поведение не останется безнаказанным.