Дипломатическая дуэль между Россией и США, которую финансовый и экономический кризис отодвинул на второй план, продолжает оставаться основным элементом мировой геостратегической панорамы.
Во время более чем двухчасовых переговоров, которые президентами обеих стран – Владимир Путин и Барак Обама - провели в рамках встречи глав государств большой двадцатки в Мексике в начале прошлой недели, это вновь проявилось во всей полноте. Главным камнем преткновения стал кризис в Сирии, однако разногласия между двумя странами глубоки до такой степени, что речь зашла даже о возврате холодной войны.
С момента переизбрания Путина эти разногласия вновь дали о себе знать. Во время президентства Медведева произошло смягчение позиций обеих сторон при подписании важного договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и поддержкой, которую Москва оказала действиям США в Афганистане, в том и числе - и предоставлением своей территории для транзита грузов для американского контингента в этой стране.
Однако, усилия Путина по восстановлению своего влияния на мировой арене вновь вызвали напряженность. Президент РФ отказался присутствовать на совещании большой восьмерки, состоявшейся в Кэмп-Дэвиде в мае этого года, обвинив Вашингтон в том, что он поддерживает российскую оппозицию, которая организует многотысячные акции протеста в российской столице. Это было наглядным проявлением того, что двусторонние отношения ухудшаются. Администрация США, со своей стороны, при малейшей возможности указывает на то, что претворению в жизнь плана Кофи Аннана по прекращению гражданской войны в Сирии препятствуют поставки оружия режиму Башара Аль-Асада. Более того, в тот самый момент, когда шли переговоры между Путиным и Обамой, власти Великобритании заставили вернуться в Россию направлявшееся в Дамаск торговое судно, на борту которого находились вертолеты российского производства Ми-25 и ракеты. А Москва, тем временем, публично заявляла, что готовит для отправки на российскую военно-морскую базу Тартус (Сирия) два корабля с военнослужащими для «защиты своих интересов» в этой стране. Однако, эти корабли могли нести на борту и оружие, предназначавшееся для сирийской армии.
Помимо сирийского вопроса, обе страны оспаривают определяющую роль на ход мировых событий. Именно по этой причине Путин вновь заявил о своем неприятии системы противоракетной обороны в Восточной Европы, направленной на предупреждение ракетного нападения со стороны Ирана и защиту Израиля и своих арабских союзников в Персидском заливе. Противоракетный щит является основным элементом геостратегической роли США на Ближнем Востоке и в бывших советских республиках Средней Азии. Так что "матч" начался вновь, и приближающиеся выборы в США должны придать ему особую остроту.