К Уго Чавесу Александр Лукашенко заглядывает по-свойски, как заходят к соседу в деревне. Во время недавнего визита гость подарил хозяину огромную бутылку водки, пишут венесуэльские СМИ. Хозяин же, аналогично презрев буржуйский протокол, пригласил во дворец и Лукашенко-младшего, семилетнего Николая. Который был провозглашен залогом прочных отношений на далекую перспективу.
«Здесь находится мой сын Николай, и это говорит о том, что мы всерьез и надолго заложили основы сотрудничества и есть кому перенять эстафету лет через 20-25», — заявил 26 июня в Каракасе бессменный пока президент синеокой республики.
Вынесем за скобки щекотливый вопрос о преемственности власти в Белоруссии. Не факт, однако, что даже через полгода-год политический климат райской Венесуэлы будет так же комфортен для высокого белорусского начальства.
Венесуэльский плацдарм может уйти из-под ног
Во-первых, Чавес серьезно болен. И хотя бодрится, некоторые обозреватели расценили этот визит Лукашенко как прощание с другом.
Во-вторых, даже если у Чавеса и хватит сил участвовать в октябрьских президентских выборах, не факт, что победа у него в кармане. В Венесуэле не задушена альтернатива, несравненно больше, чем в «последней диктатуре Европы», плюрализма в политике и СМИ. Тамошняя оппозиция (подавая, к слову, пример разрозненным белорусским собратьям по духу) избрала сильного единого кандидата — Энрике Каприлеса Радонски.
Будет ли расположен к альянсу с Минском следующий президент Венесуэлы? Каприлес, судя по его риторике, вряд ли. Да и любой другой начнет с чистого листа, подвергнет строгой ревизии все наследие.
Широкое же сотрудничество Минска с Каракасом произросло и держится в колоссальной степени на личных отношениях Лукашенко и Чавеса. А также на высоких ценах на нефть. Если они рухнут (что многие аналитики и пророчат), Венесуэла станет Кубой. Голый вассер. А братские поцелуи на хлеб не намажешь.
К слову, именно с «Острова Свободы» Лукашенко начал это латиноамериканское турне. В Гаване было много риторики о развитии отношений, но, как дипломатично отметил в комментарии для Naviny.by эксперт по международным отношениям Александр Тихомиров, Куба «не входит в число латиноамериканских «ягуаров».
По словам аналитика, «покупательная способность населения и государственных структур этой страны невысоки, а предложить что-либо особенное Белоруссии она не может».
Проще говоря, кубинцы бедны как церковные мыши. Белорусскую технику в более-менее приличных объемах могут купить разве что в кредит, о чем и просят. То есть, наши тракторы за наши же деньги. Мучас грасиас!
Эквадор побогаче за счет нефти, и там правит близкий по духу популист Рафаэль Корреа. Но в этой стране путчи и уличные бунты — обычная вещь, так что новый друг может в любой момент остаться не у дел. С экономикой тамошние власти не слишком ладят, национальную валюту после дефолта пришлось заменить ненавистным долларом.
К тому же в плане хозяйственных связей Эквадор представляет для Минска совсем еще не паханое поле. Лукашенко в этом смысле надеется на венесуэльский плацдарм. Однако и этот плацдарм завтра может уйти из-под ног.
Заводы запущены, но кадры еще те!
Проект поставок нефти из Венесуэлы в Белоруссию уже приказал долго жить. Может, и не стоит называть его чистой авантюрой. На Россию танкеры от Уго все же произвели впечатление, именно после этого она переманила Минск беспошлинной нефтью. Так что маленькую психологическую войну Лукашенко выиграл.
Но факт то, что больше танкеров не предвидится. Это не означает, конечно, что СП «Петролера БелоВенесолана» следует немедленно закрывать. Можно продавать нефть Штатам, что СП, собственно, и так уже делает. Однако насколько подобная схема пополнит белорусский бюджет — вопрос открытый.
Впрочем, планов и без того громадье. В числе совместных проектов — геологоразведка, газификация, строительство агрогородков и жилых кварталов, сборка тракторов, МАЗов и других наших брендов. По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, ныне по итогам переговоров в Каракасе наметили проектов на пять миллиардов долларов.
Но беда в том, что в Венесуэле процветают бюрократия, коррупция и бандитизм, а вот с умелым хозяйствованием, трудовой дисциплиной — большие проблемы.
Да и элементарной квалификации не хватает. «Когда-то я обещал тебе это, и мы это сделаем: твои люди получат такое образование, чтобы они могли работать на этих высокотехнологичных предприятиях», — заявил Лукашенко Чавесу несколько дней назад. Получается, заводы уже запускают, а кадры еще ни в зуб ногой!
С левыми режимами (а латиноамериканское турне Лукашенко ограничилось именно таковыми), как видим, вообще трудно сварить хозяйственную кашу. После Чавеса же тамошние власти могут запросто сделать ставку не на МАЗы и тракторы «Беларусь», а на более продвинутые западные бренды.
«Наши отношения с Венесуэлой — результат двух факторов, — отметил в комментарии для Naviny.by экономист Сергей Чалый. — Первый фактор — это желание и возможность Венесуэлы делать «подарки» дружественным странам. Второй фактор заключается в том, что Чавес изгнал транснациональные корпорации, и это дало Белоруссии возможность заполнить те ниши, которые высвободились, пусть и менее качественными товарами и услугами».
Добавлю еще идеологический и морально-психологический факторы. Лукашенко и Чавес — талантливые популисты, обличители американского империализма. На этой почве и произросло родство душ. Показательно, что Лукашенко в Венесуэле обещал реализовать совместные проекты «назло нашим недругам».
При этом гость, обращаясь к Чавесу, признался, что все держится на междусобойчике: «Не было бы тебя, не было бы этих проектов, не было бы Белоруссии в Венесуэле».
Оппоненты Чавеса считают его транжирой и подсчитывают стоимость широких интернациональных жестов пассионарного антиамериканиста. Его главный соперник Каприлес утверждает, что Чавес «подарил» Минску в общей сложности под три миллиарда долларов. В представителях «последней диктатуры Европы» оппозиция Венесуэлы видит колонизаторов, помогающих нынешнему главе этой страны грабить недра и вооружаться.
Если власть там поменяется и, в частности, вернутся ТНК, «тогда нам просто не будет места», прогнозирует Сергей Чалый.
Перечеркнутая Европа
Аналитик Александр Тихомиров не считает, что латиноамериканский вектор Лукашенко — это сугубый пиар. Прагматизм здесь присутствует, но «о белорусской экономической экспансии речи не идет», подчеркивает эксперт. По его словам, «Белоруссия не сможет обойти страны ЕС, США, Китай и Россию, возможности которых в Латинской Америке гораздо шире».
Тихомиров прогнозирует, что активнее всего будет идти торговля с Бразилией. Отметим: товарооборот с этой страной в основном вырос за счет калия, то есть продажи отнюдь не бесконечного богатства наших недр.
На аргентинском же направлении прорыва не получилось. В торговле с Аргентиной и той же Венесуэлой у Белоруссии отрицательное сальдо. Да и объем торговли с Венесуэлой в прошлом году снизился.
Спору нет, надо бороться за новые рынки по всему свету. Однако спихивать в третий мир морально стареющую технику белорусских индустриальных флагманов — это не стратегия. Сегодня еще что-то удается, а завтра этот товар даром не нужен будет даже Африке с Латинской Америкой.
Белорусской экономике необходима модернизация. Нужны новые технологии. Инвестиции с Запада. Под боком — Европа, но с ней режим на ножах и потому упрямо торит дорогу туда, где его принимают таким, как есть.
В итоге мир для Лукашенко сужается, сужаются и шансы Белоруссии на технологический рывок. Ведь принимают радушно только недемократичные собратья по духу. А у них ноу-хау в основном по части репрессий. Но этого белорусскому режиму и так не занимать.