В четверг Россия разбила надежды на то, что она будет сотрудничать с Западом, стремящимся заставить уйти сирийского президента Башара Асада. Это произошло всего за два дня до встречи министров иностранных дел в Женеве, нацеленной на поддержку политического перехода и завершение эскалации насилия.
Вчера министр иностранных дел России заявил журналистам после встречи со своим тунисским коллегой, что «согласованных проектов» для обсуждения в Женеве «не существует», и что «работа над возможным итоговым документом продолжается».
«Мы не поддерживаем и не сможем поддержать какое-либо вмешательство извне», - подчеркнул он, добавив, что «это относится также и к судьбе Башара Асада».
Между тем, пока идут эти политические маневры, в четверг в Дамаске прогремели два взрыва, продолжившие череду терактов в сирийской столице и ее пригородах на этой неделе.
По данным Сирийской обсерватории по правам человека – базирующейся в Британии прооппозиционной наблюдательной организации - взрывы произошли с интервалом в несколько минут на автостоянке у верховного суда Сирии. В этот же день в других местах страны погибли более 100 человек с обеих сторон, утверждает Обсерватория.
Ранее источники в дипломатических кругах заявляли, что Россия выразила поддержку плану политического перехода, подготовленному специальным посланником ООН Кофи Аннаном, что и подтолкнуло его созвать завтрашнее совещание министров.
План Аннана, судя по всему, предполагает полную передачу исполнительной власти и контроля над государственными институтами правительству национального единства. Новая администрация должна будет включать в себя представителей нынешнего правительства и оппозиции - за исключением тех фигур, которые способны подорвать доверие к процессу перехода.
По словам западных дипломатов, США, Британия и Франция поддержали этот план. Они считают возможной смену режима, аналогичную той, которая произошла в Йемене, - с передачей власти от г-на Асада переходному правительству. Однако верхушка сирийской оппозиции заявляет, что она не готова заключать соглашение о переходе, предполагающее участие в процессе г-на Асада.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала в четверг «вполне очевидным», что участники субботней встречи в Женеве будут вести обсуждение на основе плана г-на Аннана. Однако, г-н Лавров дал понять, что позиция России не изменилась. Он еще раз подтвердил, что Россия по-прежнему считает – судьбу г-на Асада должен решать сирийский народ.
«Вопрос о содержании такого [переходного] периода и его механизмов должен решать сирийский народ в контексте национального диалога», - заявил российский министр иностранных дел.
Он также выразил недовольство тем, что Запад не пригласил на встречу в Женеве Иран, как хотела Россия, иногда выступающая в роли иранского союзника.
«Сейчас речь идет о прекращении кровопролития в Сирии, и Иран в этой ситуации, наряду с другими странами региона, безусловно, является влиятельным игроком. Считаю ошибкой оставлять его “за бортом” женевской встречи», - заметил министр, назвав упорное нежелание Запада приглашать Иран «капризом».
В пятницу г-н Лавров должен встретиться с г-жой Клинтон в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить встречу в Женеве.
Московские аналитики сомневаются в том, что российский президент Владимир Путин изменит курс в отношении Сирии, тем более, что эту политику поддерживает широкий консенсус элиты и общественного мнения.
«Народу нравится, когда Путин дает отпор Западу, - полагает специалист по Ближнему Востоку московского Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский. – Путин понимает, что рано или поздно Башар Асад должен будет уйти. Однако - важно, как именно он уйдет. Если правительство проиграет повстанцам, Кремль скажет: “Что ж, мы попробовали, но не вышло”. Если же Путин уступит давлению Запада, он будет выглядеть неудачником».
Бывший президент Дмитрий Медведев понес серьезный политический ущерб, когда Россия воздержалась при голосовании в ООН по установлению в Ливии бесполетной зоны, которое положило конец режиму Муаммара Каддафи. «Если Путин уступит, это будет политическая катастрофа» - считает г-н Мирский.
«Все будут говорить, что Медведев потерял Ливию, а теперь Путин теряет Сирию», - утверждает он.
По словам г-на Мирского, он не слишком надеется на прогресс в результате женевских переговоров. «Они, скорее всего, повторят то же самое, что они говорят уже не первый месяц», - заметил он.