Гибель турецкого самолета-разведчика у берегов Сирии остается в центре внимания СМИ Турции, однако фокус комментариев сместился: активно педалируется тема неизбежности осложнения российско-турецких отношений в результате инцидента. Как отмечает Yeni Şafak (28.06), «за направленными против Турции действиями Сирии стоит Россия». По мнению Milliyet (28.06), поддержка России имела большое значение для Б.Асада при принятии решения об уничтожении турецкого самолета RF-4E. Однако Россия, полагает газета, не сможет всегда «вести Б.Асада за собой», который, постепенно теряя контроль на территории страны, может совершить любое «безрассудство». Самолетный инцидент Türkiye (28.06) расценивает как очередную ошибку Б.Асада, который «принимает российскую силу за свою собственную».
В ряде изданий приводятся подробности телефонного разговора В.Путина и Р.Эрдогана (Akşam, 27.06, Cumhuriyet, 27.06, Milliyet, 28.06), в ходе которого лидеры двух стран обсудили состояние двусторонних отношений, сирийский кризис и вопросы региональной безопасности.
Читайте также: Сбитый турецкий «Фантом» - нажимала ли Россия на гашетки сирийских зениток?
Gazete3 (28.06) отмечает нарастание в российско-турецких отношениях противоречий: с одной стороны экономические связи становятся все более интенсивными, но с другой – конфликтность в политической сфере заметно увеличилась. Это, по мнению издания, способно создать серьезные угрозы для Турции в энергетической области, где велика ее зависимость от России. Принятие Анкарой более жестких мер по сирийскому вопросу может повлечь за собой применение Россией испытанной на Украине и Европе тактики прекращения поставок природного газа.
Согласно Yeni Şafak (28.06), подписание премьер-министром Турции Р.Эрдоганом и президентом Азербайджана И.Алиевым соглашения о реализации совместного проекта по транспортировке газа через Турцию в Европу серьезно задело энергетические интересы самой России. Развитие же сирийского кризиса ставит под вопрос соблюдение уже и стратегических интересов РФ. Опасность в этом отношении несет навязываемая Кремлю со стороны Запада «йеменская модель» устранения Асада. При любой смене режима в Сирии, пишет Sabah (28.06), Россия потеряет свою базу в Тартусе, после чего испарится ее влияние в регионе.
Также по теме: Сирийский кризис - поворотный пункт внешней политики Турции
Предпринимаются попытки объективно оценить причины заинтересованности России в сохранении своего присутствия в регионе. По мнению Sabah (28.06), российская поддержка Б.Асада объясняется желанием оставить за собой «единственную военную базу на Ближнем Востоке», которая предполагает не «просто присутствие» ВМФ России в Тартусе, но и, что более важно, контроль и потенциальные возможности парирования военной активности других стран в регионе. Напротив, Takvim (29.06) убеждена, что Россия рассматривает ближневосточный регион через призму сугубо экономических интересов. Политику страны здесь определяют не идеологические, а прагматические принципы.
Zaman (29.06) отмечает, что Москва, подвергнутая жесточайшей критике за поставки оружия Дамаску, прилагает все больше усилий для решения сирийского вопроса без военного вмешательства. В Hürriyet (29.06) приводится заявление С.Лаврова в преддверии международной встречи по Сирии в Женеве, согласно которому Россия поддерживает переходный период в Сирии, но при этом высказывает необходимость не навязывать условия относительно будущего Б.Асада извне, а дать возможность сирийскому народу самостоятельно принять решение по этому поводу.