Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Жизненное пространство для жителей Южного Тироля или Гитлер захватывает Крым

Расположенный в Крыму Севастополь считался самой мощной крепостью в мире. Только ценой больших потерь в июле 1942 года вермахту удалось захватить этот город. С поразительными последствиями для геббельсовской пропаганды.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Войну против Советского Союза Гитлер понимал как нечто радикально новое: как тотальную войну на уничтожение в расистском и идеологическом смысле. Одновременно грубый исторический эклектизм поставлял ему соответствующие аргументы. Тем более удивительно, как мало он и его окружение смогли усвоить из опыта прошлого.

Войну против Советского Союза Гитлер понимал как нечто радикально новое: как тотальную войну на уничтожение в расистском и идеологическом смысле. Одновременно грубый исторический эклектизм поставлял ему соответствующие аргументы. Тем более удивительно, как мало он и его окружение смогли усвоить из опыта прошлого.


Когда весной 1942 года готовилась вторая «молниеносная война» на юге Советского Союза, в поле зрения опять оказался Крым. Хотя за год до этого вермахту удалось оккупировать большую его часть, тем не менее, территория на востоке в районе Керчи, а также крепость Севастополь в юго-западной части полуострова оставались под советским контролем.

В рамках Операции «Блау» было запланировано не только захватить индустриальные центры в нижнем течении Волги вместе со Сталинградом, но прежде всего завладеть объектами советской нефтяной промышленности в районе Каспийского моря. Поэтому наступательная операция должна была проводиться по обеими сторонам Азовского моря. В этой связи было необходимо сначала установить контроль над восточной частью Крыма для того, чтобы потом через Керчь и районы Кубани иметь возможность продвинуться на Кавказ в том числе и с западного направления.

Читайте также: Как Гитлер искал Священный Грааль в Испании

Гарнизон из 130 000 человек

Поэтому в мае усиленная румынскими частями 11-я армия генерал-полковника Эриха Левински (Erich Lewinski) – он же фон Манштейн (von Manstein) – получила приказ занять Керчь, что и удалось осуществить через несколько дней. 170 000 красноармейцев попали в плен, были захвачены также 258 танков и 1100 артиллерийских орудий. Вслед за этим предполагалось взять Севастополь.

Этот порт считался самой укрепленной крепостью в мире. Его гарнизон насчитывал 130 000 человек, и в распоряжении защитников города находились многочисленные артиллерийские установки, а также самые современные фортификационные сооружения. Кроме того, советские солдаты уже обладали опытом защиты города от наступления немецких войск.

В многотомном труде под названием «Германский рейх и Вторая мировая война», подготовленном Исследовательским центром военной истории бундесвера, задается вопрос о том, не имело ли больше смысла просто окружить Севастополь для того, чтобы можно было раньше начать Операцию «Блау»?

Также по теме: Как Гитлер сфабриковал миф о своих подвигах во время Первой мировой войны

Воспоминания о крымских готах

Однако основания принятого Гитлером решения находились в области идеологии и истории. Крым уже давно рассматривался как жизненное пространство для «чисто немецких» новых поселенцев (прежде всего имелись в виду жители Южного Тироля). В соответствии с Генеральным планом «Ост», Крым – в память о крымских готах эпохи поздней античности – предполагалось переименовать в Готенгау, а Севастополь – в Теодорихсхафен.



Помимо этого, Гитлер проводил и другие исторические параллели. В ходе Крымской войны 1854/1855 годов Севастополь в течение долгого времени выдерживал осаду англичан, французов и турок. Несмотря на последовавший захват Севастополя, он с тех пор считался русским «городом-героем». И даже советы знали о «святых» традициях того места, где, как принято считать, первые монахи из Византии начали свою миссионерскую работу в Киевской Руси.

Однажды во время ужина Гитлер сказал Геббельсу о том, что он вполне отдает себе отчет относительно этой роли Севастополя. Для него завоевание черноморской крепости было попыткой помериться силами с великими державами XIX столетия, которым потребовалось два года для того, чтобы добиться успеха.

Читайте также: В тайном докладе британской разведки исследовался «комплекс мессии» Адольфа Гитлера

«Ни одного дома, пригодного для жилья»

При этом Гитлер (как и все немецкое руководство) умышленно не замечал тех выводов, которые можно было сделать относительно ведения войны в новое время: не быстрые победы имеют теперь решающее значение, а превосходство в логистике, в технологии, в промышленном потенциале, а также его использование в глобальном масштабе. Проблемы в этих областях, как это было зимой 1941 года под Москвой, определяют исход мировых войн. Гитлер и в 1942 году этого не понимал.

Хотя при осаде города использовалась самая мощная артиллерийская установка «Дора» калибра 800 миллиметров (дальность стрельбы: 54 километра; вес: 1350 тонн; расчет: 4000 человек; транспорт: 60 товарных поездов), сражение продолжалось целый месяц – со 2-го июня по 2-е июля, и обе стороны понесли ужасные потери.

95 000 красноармейцев были захвачены в плен, из 200 000 жителей города в живых осталась, судя по всему, лишь шестая часть, и, кроме того, погибли 25 000 немцев. «Сам город Севастополь с его великолепными рейдами  представляет собой картину безотрадного разрушения. Его нужно будет заново отстраивать. Не осталось … ни одного дома, пригодного для жилья», - так описывает свои впечатления один из свидетелей.

Также по теме: Биография Гитлера разожгла войну

«Животная сущность славянства»

Гитлер, который к этому времени уже отпраздновал захват ливийского города Тобрук как большой шаг на пути с мировому господству, присвоил Манштейну звание генерал-фельдмаршала. Однако глава пропагандистского ведомства был настроен менее эйфорично. Дело в том, что в сообщениях, направлявшихся домой с фронта, уже почти не было речи о трусливых русских «недочеловеках», как это происходило после сражений с образованием «котлов» в 1941 году. Скорее, многие цитаты свидетельствовали о том, что немецкие солдаты на фронте начинали с большим уважением относиться к своим противникам.

Геббельс напомнил о том, что «среди нашего народа есть еще 6 миллионов человек, которые когда-то голосовали за коммунистов». Поэтому направлявшиеся из Крыма сообщения «могли поколебать антибольшевистские настроения в немецком народе». Он немедленно установил в прессе «определенную шкалу понятий», в соответствии с которой стойкость большевиков представлялась как «организованная в целях оказания сопротивления примитивная животная сущность рабства» (так в тексте – прим. перев.), которую нужно отличать от «геройства немецкого солдата».

Однако подобными словами нельзя было избавиться от тех явлений, которые через несколько месяцев приведут к катастрофе под Сталинградом.