Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Юмористы из «Монти Пайтона» по сути ничего не выдумывали. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в британские деревни, где занимаются, казалось бы, совершенно безумными видами спорта. Например, пинают бутылки или несутся в погоне за ...сыром. Увлекательное путешествие всего за несколько миль от олимпийских объектов предстоящих лондонских игр.

Юмористы из «Монти Пайтона» по сути ничего не выдумывали. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в британские деревни, где занимаются, казалось бы, совершенно безумными видами спорта. Например, пинают бутылки или несутся в погоне за ...сыром. Увлекательное путешествие всего за несколько миль от олимпийских объектов предстоящих лондонских игр.

Единственные запреты - это удушение и применение огнестрельного оружия. Как подобает истинным джентльменам, игрокам также следует сдерживать порыв ткнуть пальцем в глаз сопернику. За исключением этого, допускаются любые удары! При этом, небольшая деревня Халлатон в Лейчестершире буквально дышит тишиной и покоем: каменные дома с соломенными или крытыми шифером крышами, как декорации в стиле романов Томаса Харди. С XIII по XIX век Халлатон был известен благодаря своему рынку на центральной площади. Сегодня же почетное право отстаивать его честь досталось «бутылкоболу» (bottle kicking). Увы, но мирный Олимпийский комитет отказался внести в программу этого предка футбола, который, тем не менее, гораздо древнее регби, крикета и тенниса: его признали слишком грубым!

Зародившийся несколько веков тому назад бутылкобол отличает Халатон от соседнего Медбурна. Там вместо мяча используют не бутылку, а пивной бочонок. Все местные семьи принимают участие в этой странной игре - смеси гордости, страсти и мужества. Между холмом, полем и рекой, посреди растерянного стада овец образуется гигантская куча мала из 300 местных жителей. Матч продолжается около двух часов, а празднество идет весь день. Этот праздник, который известен под историческим названием «Драка за пирог с зайчатиной и пинание бутылок» (Hare pie scrambling and bottle kicking), связан не только с пивом, но и порезанным на части пирогом, который бросают в толпу. Этот причудливый коктейль во многом напоминает религиозную процессию, однако историки до сих пор не смогли в полной мере оценить ее значение. «Мы никогда не знали и никогда не узнаем происхождения этой игры», - утверждает потомок одной из старейших местных семей Джон Итон (John Eaton). Хотя утром викарий освящает пирог с зайчатиной и бочонок пива, скорее всего, речь идет о языческом весеннем празднике плодородия. Он проходит в понедельник после Пасхи и представляет собой неотъемлемую часть жизни Халлатона и Медбурна.

Соревнование в чудачестве

На протяжение всего года десятки разнообразных эксцентричных игр не дают ослабеть завывающему над Великобританией ветру безумства. Одно из самых популярных и мирных развлечений - это гонка игрушечных уточек в Суиндоне, неподалеку от Бристоля. Так, в одно из июньских воскресений с моста в реку сбрасывают тысячи желтых пластиковых уток. Все решают течение и счастливый случай. Победительница становится настоящим маскотом и заслуживает воодушевленные приветствия собравшейся толпы. Чудаковатые виды спорта могут оказаться до абсурдного веселым занятием, но иногда требуют немалых физических сил и нередко связаны с обильными возлияниями. При этом, некоторые дисциплины открыты далеко не для всех.

Так, например, чтобы поиграть в «пристенок» (wall game), вам нужно быть учеником Итонского колледжа. Этот спорт воспринимается там как способ закалить характер и выработать творческий подход. Традиционный «пристенок» неразрывно связан с готическим образом архитектуры колледжа. Учеников Итона называют Oppidans. Вообще, Итон - это нечто вроде бронированного сейфа, куда может попасть только британская элита. Для этого вам нужно перебраться через стену, вдоль которой ведут борьбу две команды по десять игроков. 27 ноября упорно тренировавшиеся весь год спортсмены сходятся в борьбе за кожаный мяч. Всего игра состоит из двух таймов по 30 минут. Их товарищи в черных костюмах с белыми галстуками в этот момент наблюдают за происходящим со стены. Можно было бы подумать, что речь идет о футбольном матче, но игра скорее напоминает регби. «Ворота» - это дверь в школьный сад, с одной стороны, и ствол дерева - с другой. Нагромождение правил и сложное окружение делают голы чем-то почти невозможным. Последний из них забил Гарольд Макмиллан (Harold Macmillan, будущий премьер-министр от Консервативной партии) в… 1909 году.

Традиции с начала времен

Еще один вид спорта как дань традициям - это стрельба из лука. Лучники из Ардена - это по сути дровосеки, но они представляют собой один из самых закрытых клубов во всем королевстве. Лук получил широкое распространение в Великобритании, начиная с XII века, и стал решающим оружием, которое позволило англичанам побить французские арбалеты в битве при Азенкуре в 1415 году: сокрушительная мощь лучников, обрушивших дождь из стрел на медлительных арбалетчиков. Только принадлежность к «правильной» семье может распахнуть перед вами ворота этого клуба, который основал в 1785 году четвертый граф Эйлсфордский Хинедж Финч (Heneage Finch, сегодня один из его потомков играет важную роль в организации). Эти прекрасно подготовленные лучники в белых штанах и зеленых жилетах в течение трех дней соревнуются друг с другом в стрельбе на длинных и более коротких дистанциях. Когда стрела поражает цель, стоящий неподалеку судья падает на землю и изображает агонию: таков безумный признак неоспоримой победы. Подвиг стрелка немедленно поощряется стаканом портвейна. У лучников есть свой клуб, где по утрам подают обильный завтрак с сыром «Чеддер» и темным пивом. В погребе же тихо дремлют знаменитые французские вина: вот вам и реванш за поражение при Азенкуре.

Кроме того, эксцентричный спорт может помочь вам развить остроту ума. Как, например, это делает «шахбокс» (chess boxing). У человеческого мозга есть два полушария, поэтому от участника требуется одновременно играть в шахматы и боксировать на ринге. Ислингтонский боксерский клуб - это большое красное здание в одном из жилых кварталов Лондона. Внутри вы можете найти целое море боксерских груш всех форм и размеров. Спортсмены в возрасте от 16 до 40 лет прыгают через скакалки и поднимают гантели, а между ними ловко лавирует уборщица с пылесосом. Справа находится ринг, а рядом с ним - две шахматных доски и хронометр. Официальные матчи состоят из шести шахматных и пяти боксерских раундов. Начинаются они с шахматной партии, которая, по словам основателя клуба Тима (парень с добрым лицом и в очках, которые придают ему интеллигентности), «развивает очень полезные для бокса бдительность и наблюдательность». Вокруг не ощущается даже намека на агрессию. На стене вывешены правила поведения тренеров и игроков. Шахбокс впервые зародился в Германии в 1978 году, однако смог достичь зрелости именно в Великобритании. Кроме того, в стране существуют еще три клуба: в Эксетере, Кардиффе и Борнмуте. В Ислингстон-клубе стоит свойственная студенческим клубам космополитическая атмосфера: судья здесь - югослав, а один из игроков родом из Сингапура. В клубе ощущается стремление выработать мужество и остроту ума, а также добиться уважения окружающих.

В конце всегда побеждает паб

Эксцентричный спорт развивает этику. Тем, кто хочет разлечься и расслабиться, может понравиться бег по грязи в Малдоне, самый эффективный из всех существующих видов талассотерапии. Этот грязевой марафон проходит сразу же после Нового года. 500 участников забега в Эссексе погружаются в оставшуюся после отлива грязь, чтобы прочистить  сознание, затуманенное парами алкоголя. Но надеть для этого гидрокостюм было бы, конечно, слишком уж просто. Некоторые одеваются полицейскими и священниками, мужчины появляются на каблуках и в коротких юбках, а девушки гримируются под кошек или пиратов Карибского моря, чтобы хоть как-то согреть ледяную атмосферу. Дистанция - всего километр, но им нужно прорваться через вязкий черный песок, увязнуть в котором легче легкого. Облепленные грязью участники по традиции ищут голову храброго вождя саксов Биртнота, которого обезглавили в реке победившие в сражении при Малдоне орды викингов (по сей день все эти поиски успехом не увенчались). Организаторы приходят на помощь участникам и втягивают их с помощью ремней. Пловцы чем-то напоминают увязших в магме огромных фантастических птиц. Как и все другие эксцентричные игры, забег в Малдоне с триумфом заканчивается в пабе. Спортсмены выпивают за свои саксонские корни и здоровый дух. Погружение в грязь для британцев - это возможность посмеяться над своим человеческим естеством, найти утешение в простоте, чего так трудно достичь тем же французам.

Как бы то ни было, золотой кубок абсурда, безусловно, достается катанию сыра. В конце весны на холме в Брокворте, неподалеку от Глучестера, сотня людей бросается в погоню за головкой сыра, набравшей разгон. Чтобы догнать ее, нужно прыгать, изворачиваться, то есть, делать самые невероятные акробатические пируэты. У подножия крутого как американские горки холма стоит команда регбистов, которые тормозят бегунов и перекрывают им путь. Кроме того, не обходится здесь и без риска. Бригаду медиков ждут синяки и сотрясения или даже сломанные пальцы игроков. В этом году победитель Крейг Фейрли (Craig Fairley) из Брокворта не стал забирать себе приз: как ни абсурдно, но он терпеть не может сыр!

В других видах спорта на первом месте стоит элегантность, как, например, в аристократических регатах по Темзе или «твидовом заезде» (Tweed run), одной из самых популярных гонок сезона. Участники (их средний возраст не достигает и 30 лет) на винтажных велосипедах (некоторые напоминают по форме фортепиано, а другие покрыты листвой) и в костюмах в стиле 40-х годов прошлого века проезжают по улицам Лондона, размахивая британскими флагами. Кроме того, нельзя не отметить проводимую журналом The Chap «олимпиаду», которая в нашем зацикленном на скорости и выгоде обществе предлагает насладиться табаком, классическим Pimm's и неторопливым состязанием на зонтиках или битвой усов.

Наконец, нужно отдать должное матчу в крикет в Бремблсе. Проводится он во время прилива в конце сентября на песчаной отмели между континентом и островом Уайт. Члены Южного королевского яхт-клуба уже 30 лет проводят матч в крикет с островным парусным клубом. Одетые в белое игроки прибывают на шлюпках, стоят в воде, заляпываются грязью, падают в лужи. Они напоминают оказавшихся на необитаемом острове робинзонов из высшего общества. В воздухе царит атмосфера легкого безумия. «Мы вспоминаем о нашем матче в крикет чаще, чем о дне нашей свадьбы», - говорит один из его организаторов. Один из самых преданных игроков Филип Гейдж (Philip Gage) согласен с ним: «Это экстремальный, типично британский крикет. Кто еще, кроме англичан, будет играть в крикет в море? Это - полный абсурд. Но в мире нет ничего веселее абсурдных вещей».