В мире полно обычных видов вооружений, например, танков, огнестрельного оружия и авиационной техники, а сам рынок оценивается в 40-60 миллиардов долларов в год. Слишком многое из этого оружия подпитывает конфликты и кровавые бесчинства в Сирии, Судане, Демократической Республике Конго и других странах. С его помощью было убито бесчисленное количество невинных мирных людей, и еще столько же будет убито, если международное сообщество не найдет способ предотвратить попадание оружия в руки беззастенчивых режимов, боевиков и преступников.
Именно к этому стремится ООН. В прошлый понедельник, после десяти лет лоббирования со стороны правозащитных групп, члены ООН начали переговоры по поводу соглашения о торговле оружием. Прийти к согласию по поводу этого серьезного документа будет нелегко. Ожидается, что договор будет принят на основе консенсуса в конце месяца, а заблокировать соглашение может любая страна.
Переговоры в первый день застопорились из-за не имеющей отношения к делу проблемы с палестинцами. В конце концов ситуация разрешилась, но время было потеряно. Для стран и коалиции правозащитников и групп по контролю за оружием, выступающих в поддержку договора, это стало предупреждением о том, что успех потребует особых усилий в переговорном процессе.
Для того, чтобы быть эффективным, любое соглашение должно обладать обязательным характером и охватывать множество видов оружия, включая боеприпасы. Правительства должны быть обязаны регулировать международные продажи и передачу такого оружия, они должны производить оценку рисков перед выдачей разрешения на продажу, а также контролировать использование оружия. Договор должен запретить продажу воружений странам, против которых введено эмбарго ООН, а также тем государствам, в которых существуют проблемы с соблюдением прав человека.
Неудивительно, что Россия, Китай, Куба, Иран и Пакистан выступают против использования критерия «соблюдения прав человека». Они, как и США, также выступают и против пункта о боеприпасах, считая его нецелесообразным, потому что использование боеприпасов сложно проконтролировать.
США являются мировым лидером по экспорту оружия, а президент Обама заслуживает похвалы за полное изменение политики США в 2009 году, когда он согласился поддержать договор о торговле оружием. Теперь он должен стать главной силой в продвижении окончательной версии документа - достаточно жесткой для того, чтобы по настоящему изменить положение дел.
Как и ожидалось, администрация находится под давлением оружейного лобби, несмотря на то, что она пообещала не поддерживать те пункты договора, которые нарушают Вторую поправку Конституции США.
Лишь у 52 из 192 государств в мире существуют законы, регулирующие торговлю оружием, и лишь менее половины из них наказывают нарушителей. В США и еще нескольких странах есть хорошие национальные системы контроля за оружием. В настоящий момент в мире действуют 26 оружейных эмбарго, введенных ООН, региональных или многосторонних.
Тем не менее, международная система настолько беспорядочна и имеет столько лазеек, что торговля оружием продолжается. В ходе исследования международной организации Oxfam было обнаружено, что с 2000-го по 2010-й год страны, в отношении которых было введено эмбарго, импортировали оружия на 2,2 миллиарда долларов. Сирия, например, продолжает получать оружие из России и Ирана, хотя, по оценкам специалистов, правительственные силы в стране убили более 13 тысяч протестующих. Торговля почти всеми товарами, от нефти до бананов, регулируется международными соглашениями. Абсурдно, что над торговлей оружием не существует жесткого контроля.