Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коммунисты нацистского толка?

Национал-большевики представляют собой одну из наиболее активных и радикальных групп антипутинского блока «Другая Россия».

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМитинг объединенной оппозиции в Санкт-Петербурге
Митинг объединенной оппозиции в Санкт-Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Их флаг похож на флаг гитлеровской Германии, с той лишь разницей, что они заменили свастику на серп и молот. Национал-большевики представляют собой одну из наиболее активных и радикальных групп антипутинского блока «Другая Россия».

Их флаг похож на флаг гитлеровской Германии, с той лишь разницей, что они заменили свастику на серп и молот. Национал-большевики представляют собой одну из наиболее активных и радикальных групп антипутинского блока «Другая Россия». Как и многие граждане России, члены запрещенной Национал-большевистской партии (НБП) испытывают в настоящее время ностальгию по былому величию СССР. Похоже, что после падения Берлинской стены они начали испытывать националистический зуд, который с течением времени дошел до крайности, использовали нацистскую и советскую символику и эстетику, взяв при этом на вооружение идеологию, возникшую в двадцатые годы прошлого века.

Нацболы, возглавляемые «красно-коричневым» писателем Эдуардом Лимоновым, во время своих демонстраций несут православные символы и северокорейские флаги. Когда они выходят на акции протеста против Путина, то, как правило, поднимают руку вверх со сжатым кулаком, хотя иногда используют приветствие в стиле древних римлян. Многие из них пострижены наголо, а один из их любимых лозунгов: «Россия – все, остальное – ничто!». Будучи радикалами до мозга костей, молодые члены НБП даже пытались взять штурмом здание Министерства финансов РФ. После длительного процесса, в ходе которого деятельность НБП то ограничивали, то вновь разрешали, Верховный Суд РФ наложил окончательный запрет на возглавляемую Лимоновым организацию.

Читайте также: Нацизм vs коммунизм

Одним из главных идеологов национал-большевизма является Александр Дугин, восхваляющий царизм и сталинизм. Он мечтает о создании евразийской империи от Дублина до Владивостока и от Индийского до Северного Ледовитого океана, которой будет управлять режим «красных фашистов». Дугин является сторонником традиционных ценностей, противостоящих западному миру во главе с США, и выступает за создание новой антикапиталистической, антилиберальной и антииндивидуалистической идеологии, которая должна вобрать в себя элементы коммунизма, социализма и фашизма.

Кумирами нацболов также являются министр пропаганды Третьего Рейха Йозеф Геббельс и советский лидер Иосиф Сталин. Первый был одним из наиболее «красных» среди нацистов, а второй – главным националистом среди красных.

Лимоновцы раньше имели собственный интернет-сайт nazbol.ru, но сейчас его уже нет, как и многих других, связанных с НБП. Это был странный сайт, где были выложены плакаты и картинки, призывавшие к вооруженному восстанию, и фото полуодетых девушек с автоматами в руках и повязками с национал-большевистской символикой. Нацболов мало беспокоит закрытие их старых сайтов, поскольку вместо них тут же появляются новые.

Также по теме: Россия и коммунистическое прошлое

Дурные связи


В оппозиционный блок «Другая Россия», возглавляемый Эдуардом Лимоновым и Гари Каспаровым, могут войти все, кто выступает против Путина. Но как может существовать коалиция, в которую, с одной стороны, входят либеральные силы, выступающие за углубление демократических преобразований и более решительной борьбы с коррупцией, и тоталитарные экстремисты правого и левого толка - с другой?

«Это - разношерстное и зачастую противоречивое сборище, потому что хочет представлять «всех остальных», поясняет преподавательница современной истории мадридского Университета имени Карлоса III Монсеррат Угет (Montserrat Huguet).

Кроме того, возможно, что всех, входящих в «Другую Россию», объединяет не только их неприятие Путина, но и национализм.



«Ни одна политическая сила, стремящаяся к смещению Путина, не может не выдвигать националистических лозунгов. Еще живы поколения, выросшие на советской националистической пропаганде, да и русские в массе своей весьма националистичны», считает Угет. В этом нынешняя российская власть и ее противники, нацболы, совпадают. «Путин и его диктаторские методы уходят своими корнями во времена СССР и стараются приспособиться к процессам глобализации. Национализм президента России насквозь пропитан славянским духом, он обращен на Восток и не отмежевывается от интересов Европы и Запада», утверждает преподавательница.

Читайте также: В действиях сегодняшней России сплетены воедино фашизм и коммунизм


На Западе с удивлением наблюдают за союзом между Гари Каспаровым, Эдуардом Лимоновым и нацболами. Но, возможно, фигура знаменитого гроссмейстера несколько приукрашена. «Несмотря на его всемирную известность и огромную личную притягательность, не стоит забывать, что наиболее выдающийся, по всей видимости, лидер «Другой России» тоже ведь относится к тем, кто «сделан в СССР», напоминает Угет. Каспаров и Путин «выстраивают каждый свою стратегию, а русским, которые любят шахматы, нравятся поединки», считает эксперт.

По мнению Угет, национал-большевизм не представляет серьезной опасности для Западной Европы, но «этого нельзя утверждать в отношении бывших советских республик, расположенных вокруг европейской и, особенно, азиатской части России. Все они еще не закончили проведение демократических преобразований и сталкиваются с серьезными структурными проблемами». Ввиду роста движения нацболов преподавательница Мадридского университета предупреждает: «Несмотря на все свои различия, в политических установках германских нацистов и советских коммунистов прослеживалось нечто общее: ксенофобия и уничтожение людей». «В путинской России только с помощью экономического рывка можно снять социальную напряженность и таким образом покончить с экстремистскими движениями», считает Угет.

Нацболы в Испании

В нашей стране наиболее близкой по своим политическим воззрениям к национал-большевикам была организация Европейская Альтернатива (AE). Она даже заключила союз с НБП Эдуарда Лимонова через Европейский Фронт Освобождения (Frente Europeo de Liberación). Бывшие члены AE влились сейчас в Социальное Республиканское движение (MSR), неонацистскую политическую партию, провозглашающую себя «национал-революционной». Она входит в Европейский альянс национальных движений, своего рода клуб ультраправых сил, к которому также относятся, среди прочих, Партия за лучшую Венгрию «Йоббик», Национальная Британская партия и Национальный фронт Франции, возглавляемый Ле Пен.

Также по теме: Европа разбирается со своим коммунистическим прошлым

Лидером Социального Республиканского движения (а до этого - Европейской Альтернативы) является Хуан Антонио Льопарт (Juan Antonio Llopart), утверждающий в своей статье «Рамиро Ледесма Рамос – национал-большевик?» (Ramiro Ledesma Ramos, ¿un nacional-bolchevique?), что «национал-большевизм представляет собой гармоничный союз наиболее радикальных воззрений на национальные и социальные проблемы». И добавляет: «Национал-большевики (в Германии) скорее предпочитали союз или сближение с Советской Россией, чем с западными демократиями, что проводило четкий водораздел между ними и установками Гитлера». Лидер MSR приводит в данной связи мнение, которое по данному вопросу высказывал основатель фалангистских Хунт национал-синдикалистского наступления (JONS) Рамиро Ледесма: «Советский коммунизм все больше превращается в национал-коммунизм. Сталин осуществляет поворот от мировой пролетарской революции Ленина к национальной русской революции».

Льопарт поддерживает прекрасные отношения с Александром Дугиным. Фотографии с ним выложены на его личном блоге. Он заявляет о том, что является последователем идей Грегора Штрассера, лидера рабочего крыла Национал-Социалистической партии, выступавшего за союз между Третьим Рейхом и СССР. Гитлер расправился с ним во время Ночи длинных ножей, когда было покончено со штурмовиками СА, входившими в левое крыло партии.