Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пистолет воспитает россиян?

© Фото : Тимофей ДьяконовДавка в метро в Москве
Давка в метро в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия - страна столкновений. Люди толкают друг друга на тротуарах, водители паркуют машины на «зебрах», а ежегодное количество жертв дорожных происшествий превышает официальные цифры потерь СССР в Афганской войне. Все это - потому, что россияне не уважают чужое личное пространство. Конфликты на улицах часто становятся в России причиной кровавых стычек.

Россия - страна столкновений. Люди толкают друг друга на тротуарах, водители паркуют машины на «зебрах», а ежегодное количество  жертв дорожных происшествий превышает официальные цифры потерь СССР в Афганской войне. Все это - потому, что россияне не уважают чужое личное пространство.

Когда я иду по своему ежедневному маршруту к метро, я часто сталкиваюсь на довольно широком тротуаре с кем-нибудь, спешащим в том же самом направлении. Он меня видит, места, чтобы пройти рядом, достаточно, но он толкает меня в плечо и бежит дальше, разумеется, даже не извиняясь. В других странах что-то подобное стало бы, как выражаются в России - «поводом для драки», но здесь никто не обращает на это внимания: человек же спешит, значит идет, как ему удобно.

Московское метро задумано гениально. Но в нем часто образуются пробки, потому что пассажиры любят без особой причины остановиться посередине узкого перехода. Кто-то встречает знакомого, и не отходя в сторону, в потоке спешащих пассажиров начинает разговор, не обращая внимания на то, что мешает окружающим. А если по тротуару идет семейство или дружеская компания, двигаются они не друг за другом, а, как татары в чистом поле - выстроившись широко в ряд и загораживая проход.



Читайте также: После стрельбы в Колорадо, уровень продаж оружия резко вырос

Однако, чемпионы этого жанра - автомобилисты. Они любят парковать свои машины, например, на трамвайных путях. Один раз рядом со станцией Проспект Мира я насчитал 32 трамвая, которые больше часа не могли проехать дальше, потому что кто-то перегородил им дорогу своей машиной. Еще как-то раз, на Лубянке, под самыми окнами центрального офиса спецслужб, стояла растянувшаяся на километр череда неподвижных троллейбусов. Они не могли проехать, потому что посередине площади был припаркован «Lexus». Когда его владелец, наконец, вернулся, а другие водители начали поливать его ругательствами, он просто ответил: «Мне так было удобнее». Потом спокойно сел за руль и уехал.

Совсем недавно были значительно увеличены штрафы за парковку в неположенном месте. Например, оставить машину на «зебре» стоит сейчас в Москве три тысячи рублей. Но это ничего не изменило: водители продолжают ставить свои автомобили на пешеходных переходах. Однажды начальник дорожной полиции Екатеринбурга запарковал свой служебный «Мерседес» на «зебре», на перекрестке со светофором. Улицы вокруг были полупустыми, и мест для парковки было достаточно, но «зебра» подошла ему больше. Когда местный журналист попробовал сфотографировать стоящую на переходе машину полицейского держиморды, тот ударил его по лицу и разбил аппарат.

Водители в России не уважают чужое пространство, но при этом - яростно защищают свое. Они ездят быстро, не оглядываясь на других, и очень неохотно уступают дорогу. Результат таков, что за год по всей стране в ДТП погибли 28 тысяч человек. В пересчете на 100 тысяч жителей - это почти вдвое больше, чем количество жертв даже на сумасшедших и пьяных польских дорогах.

Также по теме: Оружие в Америке - ситуация неуправляемая


Конфликты на улицах часто становятся в России причиной кровавых стычек. Кто-то переехал кому-то дорогу, не уступил, и в ход уже идут кулаки, ножи или травматические пистолеты. Зачастую такие стычки заканчиваются смертью одного из дебоширов.

Горячей темой общественных споров стала сейчас идея сенатора Александра Торшина, который подготовил проект закона, позволяющего гражданам свободно (как в США) покупать и владеть короткоствольным огнестрельным оружием. Противники этой инициативы забили тревогу, предупреждая, что вооруженные и не владеющие своими нервами водители будут без разбора открывать огонь по каждому, кто выведет их из равновесия.
 
Но, может быть, вооружение граждан пойдет российскому обществу на пользу? Один мой знакомый социолог говорит, что в отличие от россиян, американцы очень вежливы, так как считаются с тем, что, если они кого-то толкнут или не уступят дороги, тот может выхватить кольт и выстрелить.

«У американцев это закрепилось на генетическом уровне, а в наших генах есть только то, чему мы научились в советских очередях. Люди стояли в них очень плотно, нужно было толкаться, напирать на соседа, потому что, если оставить хоть полшага свободного пространства, в эту "проплешину" сразу же кто-то втиснется. Этот многолетний опыт научил нас относиться к правам наших ближних, к их пространству, физической неприкосновенности - без всякого уважения. Но если у этого ближнего будет за поясом "Макаров" или "Стечкин", может быть, мы начнем его уважать», - считает социолог.