Лондон - Немецкий полковник Клаус фон Штауффенберг (Claus von Stauffenberg), прославившийся своим намерением убить Гитлера, а также тем, что его образ воплотил в кинематорафе Том Круз (Tom Cruise), играл в театре, когда был подростком. Это было произведение «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, а Клаус фон Штауффенберг играл в нем Брута, то есть главную роль. Шекспировский Брут был идейным вдохновителем заговора с целью убийства Цезаря. Фон Штауффенберг в реальной жизни возглавил заговор с целью убийства Гитлера. Изо всех заговорщиков Брут испытывает наибольшие нравственные страдания. Фон Штауффенберг – тоже, по крайней мере, внешне. После задержания полковника, расстрелянного затем по приказу Гитлера, в столе его кабинета нашли книгу «Юлий Цезарь», открытую в том месте, где Брут никак не может решиться, убивать или не убивать. Строки, посвященные Бруту, были отмечены карандашом на полях книги. Эта история (мне ее рассказал художественный руководитель Royal Shakespeare Company Грег Доран) подтверждает то, что, возможно, за исключением футбола, самым ценным подарком, который преподнесли человечеству британские острова, стали произведение Шекспира. В ознаменование глубочайшего признания величия творчества Шекспира, чьи произведения (опять же, как сообщил мне Доран) изучают в школах половина детей мира, британцы организовали шекспировский фестиваль параллельно Олимпийским играм - всемирному спортивному празднику, который открывается в Лондоне в ближайшую пятницу.
Театральные постановки произведений Шекспира, выставки, конференции, круглые столы, произведения великого драматурга в переложении для детей в ближайшие дни будут конкурировать с олимпийскими соревнованиями, стараясь привлечь к себе внимание жителей Лондона и многочисленных иностранных гостей, которых ожидают в британской столице.
Создатель «Гамлета» имеет некоторые преимущества, поскольку фестиваль в его честь открылся в день смерти Шекспира - 23 апреля. В этот же день умер и его главный соперник на звание величайшего писателя всех времен – Мигель Сервантес. Бессмертный драматург из Стрэтфорда-на-Эйвоне был не единственным, кого чествовали в Лондоне. Разнообразие и обилие имен, прозвучавших на Культурной олимпиаде, поражает воображение. Музыканты из пяти континентов, включая Хью Масекелу (Hugh Masekela) и великую африканскую певицу Анжелику Киджо (Angelique Kidjo), выступили с концертами на различных площадках вдоль Темзы.
Проходят концерты в стиле джаз, рок, рэп, соул, блюз, бразильская самба, испанская гитара, музыка маори, музыка Бенина, Китая, Будапешта. Зрители могут посмотреть кинофильмы и танцы всего мира (включая выступление балетной труппы в Соборе Св.Павла), небольшие театральные пьесы на улицах в районе галереи современного искусства Tate Modern, выставки фотографии, архитектуры, истории золотых изделий, а также выставки живописи, скульптуры и литературы на все вкусы и возрастные категории.
Как утверждают жители Лондона, города, избалованного подобными событиями, они ошеломлены неожиданно хлынувшим на них потоком культурных ценностей. Но самое главное – это, конечно же, Шекспир, писатель, сумевший описать человека во всех его ипостасях (любовь, смерть, война, политика, деньги). По словам Бена Джонсона, английского драматурга XVII века, Шекспир был писателем «своего времени и всех эпох».
Сомневающимся предлагаю вдуматься в следующую информацию. На Всемирный шекспировский фестиваль (Shakespeare World Festival), открывшийся 23 апреля, приехали 50 театральных трупп со всего мира. В этот период в точной копии театра «Глобус» (The Globe), в котором когда-то работал Шекспир, было представлено все его творчество на 37 языках. Афганский коллектив показал «Комедию ошибок»; труппа из Южного Судана – «Цимбелин»; израильский коллектив выступил с «Венецианским купцом»; актеры из Сербии, Албании и Македонии показали три части «Генриха VI»; литовцы представили «Гамлета». На испанском языке были показаны «Генрих IV», часть первая в исполнении мексиканских актеров; «Генрих IV», часть вторая в исполнении аргентинских актеров; «Генрих VIII» в исполнении актеров из Испании. Более 100 тысяч зрителей посетили «Глобус», чтобы посмотреть эти театральные представления на самых разных языках. Это доказывает захватывающий драматизм Шекспира, его неимоверную способность пробуждать человеческие чувства, независимо от тонкостей английского языка, к которому драматург добавил 1,7 тысячи слов.
Сочинение занимательных историй отвечало исключительно коммерческим запросам, поскольку значительная часть зрителей, посещавшая «Глобус» в конце XVI и начале XVII века не относилась к наиболее культурным слоям общества. Это был тот тип людей, которые сегодня ходят на футбол. Чтобы ощутить атмосферу эпохи, попытайтесь представить себе следующую картину. Те, кто перебирались на южный берег Темзы (где, в отличие от пуританской северной части города, не было цензуры), зачастую стояли перед непростым выбором: пойти на «Макбет», завернуть за ближайший угол, чтобы посмотреть на схватку медведей или же посетить публичный дом. Вполне возможно, что часть скучавшей публики выражала свое негодование свистом, когда главный герой «Макбет» (безусловно, одной из самых кровавых пьес Шекспира) восклицал: «Все завтра, да все завтра, да все завтра... Плетутся мелкими шажками дни До слов последних в книге нашей жизни. А все "вчера" глупцам путь освещали В смерть тленную». Но все же они оставались на своих местах и не просили вернуть им деньги за приобретенные билеты, потому что знали: через несколько минут мудрый герой превратится в хладнокровного убийцу мужчин, женщин и детей. Для желающих глубже понять историческую атмосферу произведений Шекспира немалый интерес представит выставка, только что открывшаяся в Британском Музее Лондона. Годы жизни Шекспира (1564 - 1616) были чрезвычайно бурными как для жителей Англии, так и Европы в целом. Это было время галопирующей глобализации, когда исследователи новых земель (или пираты, смотря как на это посмотреть), подобные Фрэнсису Дрейку, совершали кругосветные путешествия и привозили с собой сведения о культурах не только неизвестных, но даже не поддающихся воображению. В то же время, научные открытия Галилея и Коперника выдвинули новый взгляд на то место, которое занимает Земля во Вселенной, предложив более научное мировоззрение, уже не в такой мере основанное на божественном промысле. В новой системе взглядов человек обрел центральное место и революционные знания о планете, на которой живет. Он стал в большей мере управлять собственной судьбой, что нашло свое яркое отражение в литературе, посвященной наиболее известным шекспировским персонажам (известный американский литературный критик Гарольд Блюм выпустил свою главную книгу о творчестве Шекспира под названием «Открытие человеческого начала»). Но писатель также обрисовал и панораму того времени, в котором жил, предвосхитив столь активно обсуждаемые сейчас столкновение цивилизаций, а также культурные конфликты на религиозной почве, в двух своих произведениях, где действие разворачивается в Венеции: «Отелло» и «Венецианский купец». Отелло – венецианский мавр, вторгшийся в христианское сообщество. Как пришла в голову автору подобная идея? Как и случается зачастую при написании киносценариев и современных романов: на основе реальных событий, происходящих в современную эпоху. Выставка, развернутая в Британском Музее, показывает прямую взаимосвязь между прибытием первого африканского посла из Марокко в Лондон в конце XVI века и «Отелло», произведением, написанным в 1603 году. Портрет посла, написанный в 1600 году и выставленный в музее, дает полное ощущение того, что он послужил прообразом главного героя трагедии Шекспира. Прохаживаясь по залам Британского Музея, мы также узнаем, что именно в то время в Лондоне обосновалась первая еврейская община, со всеми неизбежными конфликтами, которые за этим последовали. В этой связи стоит отметить, что одним из главных действующих лиц «Венецианского купца» является еврей-ростовщик Шейлок.
Некий швейцарский турист, оказавшийся в Лондоне в 1599 году (да, в те времена его уже начинали посещать туристы), написал: жители Лондона проводят время, посещая театр и узнавая таким образом, «что происходит за границей». Особенно в театре под многозначительным названием «Глобус». Шекспир жадно впитывал в себя все удивительные сообщения, поступавшие в то время из главных точек планеты. В его произведениях мы можем встретить упоминания Африки, Индии, американского континента, а также Италии, Франции и Дании. В музее выставлен меч XVI века, сделанный в Толедо и очень похожий на тот испанский меч, которым заколол себя Отелло.
А помимо Британского Музея и многочисленных площадок, на которых представлено творчество великого драматурга, через пару недель после окончания Олимпийских Игр, с 28 августа по 9 сентября, Вильям Шекспир безудержно заполонит собой лондонские улицы.
Всем, кто собираются посетить столицу Англии в эти дни, советую начинать готовиться уже сейчас. Под эгидой лондонской мэрии пройдет акция «Быть или не быть», в ходе которой 50 актеров и актрис пройдут по улицам Лондона, играя роль одного из персонажей британского драматурга. Их задача будет заключаться в том, чтобы приблизиться к любому пешеходу, который привлечет их внимание, и начать беседу (в основном, одностороннюю, как можно предположить) с использованием строк из произведений Шекспира. Англичанам он не надоедает, да и всем остальным, по всей видимости, тоже. Бывают увлечения гораздо менее достойные.
Мероприятия, посвященные великому драматургу
Всемирный шекспировский фестиваль (Shakespeare World Festival): в театре «Глобус», точной копии того театра, в котором творил великий поэт и драматург, начиная с 23 апреля, выступили более 50 театральных трупп со всего мира, представивших все его творчество на 37 языках.
Шекспир: жизнь как пьесы (Shakespeare: staging the World): с 19 июля по 25 ноября в Британском Музее, главной художественной галерее Великобритании, будет проходить эта выставка, рассказывающая об исторической атмосфере, в которой жил и писал величайший драматург. С 1564 по 1616 год был сделан ряд научных открытий, в том числе Галилеем и Коперником, но имели место также и конфликты на религиозной почве, о которых Шекспир рассказал в некоторых из своих произведений.
Быть или не быть (To be or not to be): полсотни актеров выйдут на улицы Лондона в костюмах различных персонажей, созданных гениальным воображением Шекспира.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
obvio
Произведения Шекспира – это нечто большее, чем просто повествование о неких событиях. Каждое слово произносится в нужное время и в нужном месте. Красота шекспировского языка заключается в соотношении намерение-смысл, которое автор вложил в уста своих героев. Каждое слово, будь то драма или комедия, несет в себе огромный смысл.
acais
Будучи великим писателем, в большинстве своих театральных пьес Шекспир использовал уже ранее написанные сочинения. В частности, при написании «Гамлета» взята за основу «Испанская трагедия» Томаса Кидда (Thomas Kidd), сочиненная, в свою очередь, по мотивам датской легенды. «Отелло» основан на «Капитане мавре» (Un Capitano Moro), написанном Джованни Баттистой Джиральди Чинтио (Giovanni Battista Giraldi Cinthio), а «Венецианский купец» - на сборнике рассказов под названием «Глупец» (Il Pecorone) Джованни Флорентино (Giovanni Fiorentino). Так что господину Джону Карлину лучше заняться написанием всякой галиматьи про футбол.