Понять, кто будет победителем в той или иной олимпийской дисциплине обычно можно без особенно глубоких размышлений: они плавают быстрее, прыгают выше и поднимают больший вес, чем все остальные спортсмены. Именно поэтому мне так не нравятся олимпийские дисциплины, в которые входят элементы художественной оценки. Почему победа достается не тому гимнасту, который делает больше всего переворотов?
Основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен посчитал бы меня сумасшедшим. Дело в том, что именно по его настоянию в период с 1912 по 1948 год в Олимпийские игры были включены художественные дисциплины. Хотя эти дисциплины варьировались и не означали обязательной церемонии награждения, в эти годы золотые, серебряные и бронзовые медали вручались в таких областях как литература, изобразительное искусство, архитектура и сочинение музыки.
Как следует из книги «Забытые олимпийские художественные состязания» (The Forgotten Olympic Art Competitions) историка Ричарда Стэнтона (Richard Stanton), Пьер де Кубертен рассматривал Олимпиады как образовательную модель, которая, подобно античным играм, должна включать в себя всю совокупность человеческих знаний. Когда в 1896 году Международный олимпийский комитет вновь приступил к проведению игр, барон де Кубертен заявил о необходимости включить в них художественные соревнования. Тем не менее, его идея не пользовалась популярностью, особенно - среди самих деятелей искусства. Незадолго до стокгольмской Олимпиады 1912 года (на ней впервые были представлены художественные состязания) Шведское общество искусств заявило, что художественные соревнования не имеют смысла: искусство должно создаваться ради искусства. Королевская академия Швеции согласилась с этим мнением и предложила вместо соревнований провести одновременно с играми специальную выставку.
Как бы то ни было, руководивший в тот момент МОК де Кубертен не захотел уступать. Он потребовал, чтобы художественные состязания были проведены параллельно со спортивными соревнованиями, и в конечном итоге - добился своего. Тем не менее, это поставило сразу несколько проблем. Жюри оказалось под подозрением. Первая золотая медаль в литературе досталась самому де Кубертену, который, скрыв свое имя под псевдонимом, написал «Оду спорту». Кроме того, было непросто удостовериться в том, что все участники были любителями: МОК потребовал от профессионалов оставаться вне стадиона… Еще одна проблема заключалась в том, что соревнования, которые требовали от участников представить работу на спортивную тему, не привлекали известных творцов. «Если бы там участвовали лучшие поэты того времени, все было бы по-другому», - говорила принявшая участие в литературном конкурсе финка Аале Мария Тюнни (Aale Maria Tynni).
Во время Олимпийских игр в Хельсинки в 1952 году МОК превратил художественные соревнования в выставку, а затем и полностью отказался от искусства. В любом случае, шесть художественных Олимпиад оставили в истории несколько впечатляющих рекордов. В 1948 году Тюнни получила золотую медаль за поэму «Слава Эллады» (Laurel of Hellas). Таким образом, она стала единственной женщиной, которой удалось завоевать золото в художественных олимпийских состязаниях. В том же году британец Джон Копли стал самым старым в истории олимпийским медалистом, получив серебро за гравюру «Игроки поло» (Polo Players). К сожалению, все они больше не считаются олимпийскими призерами. Так результаты художественных соревнований были вычеркнуты из официальных рекордов Олимпийских игр…