Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Две недели назад польские МиГ-29А перехватили четыре российских сверхзвуковых стратегических бомбардировщика Ту-22М3. Это произошло над нейтральными водами Балтийского моря. Польские самолеты несли дежурство в воздушном пространстве стран Балтии в рамках миссии Baltic Air Policing. Ту-22М3 - это самолет, который может нести ядерные боеголовки.

Две недели назад польские МиГ-29А перехватили четыре российских сверхзвуковых стратегических бомбардировщика Ту-22М3. Это произошло над нейтральными водами Балтийского моря. Польские самолеты несли дежурство в воздушном пространстве стран Балтии в рамках миссии Baltic Air Policing. После перехвата российские бомбардировщики были эскортированы на безопасное расстояние. Ту-22М3 (по кодификации НАТО - Backfire) - это самолет, который может нести ядерные боеголовки. Министерство обороны Российской Федерации заявило, что в тот день четыре стратегических бомбардировщика Ту-22М3 выполняли патрульные полеты над Балтийским и Черным морями в целях повышения навыков пилотов над безориентирной местностью и выполнения ряда учебных задач в сотрудничестве с сопровождавшими их Су-27. В заявлении подчеркивалось, что российские машины не нарушили международных норм, касающихся полетов над международными нейтральными водами, и не вторгались в литовское воздушное пространство. В свою очередь, комментируя инцидент, министр обороны Литвы Раса Юкнявичене (Rasa Juknevičienė) подчеркнула, что в подобных происшествиях нет ничего нового: «Каждую неделю и даже чаще самолеты Североатлантического альянса, осуществляющие миссию Baltic Air Policing, вынуждены эскортировать российские самолеты, среди которых бывают бомбардировщики, и эта активность над Балтийским морем в последнее время усилилась».

Читайте также: «Балтийский форум» в более глубоких водах

Предыдущие инциденты

Самолеты Российской Федерации и раньше неоднократно нарушали воздушное пространство стран Балтии. 17 февраля 2012 года литовское министерство обороны сообщило, что немецкие истребители F-4 Phantom перехватили два российских стратегических бомбардировщика Tu-22M. Российские самолеты пролетали над нейтральными водами, а руководство Балтийских республик было заблаговременно об этом проинформировано, однако инцидент вызвал в Литве серьезную обеспокоенность. Латвийские власти опасались, что это могла быть попытка продемонстрировать силу перед близящимся референдумом о признании русского языка государственным (в итоге 75 процентов проголосовавших такую возможность отклонили). Чтобы избежать спекуляций, литовское руководство потребовало от России дать подробные объяснения факту пролета бомбардировщиков над нейтральными водами Балтийского моря.

18 октября 2010 года два российских бомбардировщика Су-24 поблизости от городов Лиепая и Вентспилс не отреагировали на запрос об идентификации. Для их перехвата были высланы два американских истребителя F-15C Eagle. После этого российские машины удалились. Латвийские политики не подтверждали инсинуаций о связи данного инцидента с международными учениями НАТО под названием Saber Strike – («Удар сабли»), проходившими в тот момент в Латвии.



Также по теме: Предоставте Швеции и Финляндии возможность патрулировать возушное пространство Балтики

15 сентября 2009 года немецкие истребители Eurofighter перехватили у побережья Эстонии российский самолет раннего предупреждения Бериев А-50. После безуспешных попыток выйти с ним на связь, один из немецких пилотов сфотографировал российскую машину. В тот момент внезапно появились два российских истребителя Су-27. Вскоре пять самолетов оказались в воздушном пространстве Финляндии. К акции подключились финские F-18, которые вынудили россиян повернуть и эскортировали самолеты в воздушное пространство над нейтральными водами Балтийского моря.

Один из самых серьезных инцидентов произошел 15 сентября 2005 года. В ходе перелета группы самолетов Шестой армии российских ВВС из Петербурга в Калининградскую область бомбардировщик Су-26 разбился в районе Каунаса. Пилот успел катапультироваться, но был задержан литовскими властями до завершения следствия по делу о нарушении литовского воздушного пространства (несмотря на категорические требования российской стороны о его выдаче). В итоге российский пилот был признан невиновным, а причиной катастрофы была названа техническая неисправность. Между тем, в российско-литовских отношениях появилась сильная напряженность. Хотя Российская Федерация утверждала, что на Су-27 вооружений не было, на месте катастрофы были найдены две ракеты типа «воздух-воздух». Это вызвало чрезвычайно нервную реакцию литовского МИД, обвинившего российскую сторону в ведении пропагандистской кампании, нацеленной на дискредитацию Литовской республики как члена НАТО.

Читайте также: Балтийский флот мечтает вернуть молодость

Baltic Air Policing

Военно-воздушные силы ни одного из трех Балтийских государств не способны самостоятельно обеспечить своим странам эффективную оборону, поэтому в начале 2004 года Литва, Эстония и Латвия обратились к НАТО с официальной просьбой защищать их воздушное пространство. 29 марта 2004 года для трех Балтийских республик заработала миссия Baltic Air Policing, выполнением которой на ротационной основе занимаются ВВС стран-членов НАТО. Изначально предполагалось, что миссия будет иметь временный характер («interim solution»), но в 2007 году Альянс решил продлить ее до 2011 года. 8 февраля 2012 было принято решение о бессрочном продлении миссии. Первые итоги Baltic Air Policing планируется подвести в 2018 году. […]

Несмотря на более чем восьмилетнюю историю миссии Baltic Air Policing, инциденты с участием воздушных сил Российской Федерации продолжают происходить до сих пор. Ни надежды стран Балтии на их вступление в НАТО, ни присутствие ВВС стран-членов Альянса не смогли в достаточной степени сыграть роль отпугивающего фактора. Несложно, однако, вообразить, что происходило бы в воздушном пространстве этих государств без натовских самолетов. Представляется сомнительным, что Москва в ближайшее время решит прекратить подобного рода провокации. Напоминание балтийским государствам о военных возможностях их большого соседа вошло в стандартный набор инструментов политического давления в регионе Прибалтики. Хотя порой кажется, что приносят они совершенно противоположные плоды: лучшим подтверждением тому служит февральский референдум в Латвии. До сих пор, за исключением крушения Су-27 в Литве, инциденты не имели серьезных последствий. Тем не менее, нельзя исключить, что в будущем невинные на первый взгляд происшествия могут спровоцировать в балтийском регионе значительную политическую напряженность.