5 августа в американском городе Оук-Крик (штат Висконсин) мужчина с татуировкой «9/11» отрыл стрельбу в сикхском храме, в результате чего погибли шесть человек.
Эта трагедия - наглядное свидетельство той ситуации, в которой оказалось сикхское сообщество после терактов 11 сентября 2001 года: из-за того, что сикхи носят бороду и тюрбан, их нередко путают с мусульманами.
Сикхская община (родом из Пенджаба на севере Индии) существует в США уже более 130 лет: сейчас в ней насчитывается около 500 000 человек. Тем не менее, 85% из 22 миллионов верующих до сих пор проживают в Пенджабе.
В начале ХХ века и сопутствовавших ему деколонизационных процессов многие сикхи отправились из Индии в Америку в поисках лучшей жизни. Община (приверженцы возникшей в XV веке на основе ислама и индуизма монотеистической религии) нашла прибежище в Калифорнии, где ее члены работали в полях и на железных дорогах.
Далее пришло время двух мировых войн, а с ними - и нового притока мигрантов. Представителей этого племени «воинов» (жители Пенджаба долго сражались с мусульманским агрессором) массово набирали в английскую и американскую армии. Эти скромные и работящие люди (сикхизм подчеркивает значимость активной жизни) без труда нашли себе место в стране дяди Сэма.
Тюрбан - неотъемлемая часть сикхской культуры
Все изменилось после терактов 11 сентября и последовавшего за ним усиления напряженности. Сикхам довелось убедиться в этом на собственном горьком опыте. Точно так же, как борода и кинжал, тюрбан является неотъемлемой частью одежды сикхских мужчин, в результате - их нередко путают с мусульманами.
Из-за него в марте 2011 года двое сикхов были хладнокровно убиты в Западном Сакраменто (штат Калифорния). Годом ранее во время визита в Индию Барак Обама отказался войти в сикхский храм из опасений, что его фотографии с тюрбаном на голове могут стать оружием в руках тех, кто называл его мусульманином.
Трагедия 5 августа 2012 года свидетельствует о том, что сикхскому сообществу нужно рассказать о себе. Во Франции сложилась схожая ситуация: 150 000 сикхов, которые преимущественно проживают в районе Бобини (департамент Сена-Сен-Дени), страдают от непонимания. По словам некоторых из них, чтобы найти работу, им потребовалось отказаться от бороды и тюрбана. И пожертвовать, таким образом, частью своего идентичности.