Россия решила ввести налог на утилизацию автомобилей, что может создать условия для появления современной отрасли переработки автомобильного старья и поможет убрать с дорог опасные, плюющиеся дымом старые колымаги.
Эту меру назвали шагом в сторону повышения экологической безопасности, однако новый налог может также дать Кремлю хорошую возможность для защиты местных автомобилестроителей от нежелательной конкуренции.
Согласно новому закону о введении сбора на утилизацию автомашин, подписанному Владимиром Путиным в конце прошлой недели, все продаваемые в России легковые автомобили подлежат такому сбору, начиная с 1 сентября. О размерах налога пока неизвестно, но ожидается, что он составит от 20 до 45 тысяч рублей, в зависимости от характеристик автомобиля, которые могут повлиять на стоимость его утилизации.
Когда Путин пришел к власти двенадцать лет тому назад, Россия приложила немало усилий и потратила значительные средства из денег налогоплательщиков на развитие местного автомобилестроения. Но проблеме утилизации старых авто уделялось мало внимания.
Читайте также: Путин хочет пересадить чиновников на российские машины
Сверкающие новые машины, создающие пробки в центре Москвы, создают обманчивое впечатление о состоянии российского автомобильного парка. Как минимум треть российских автомашин - старше 15-ти лет, в то время как в Германии таких старых авто - всего 13 процентов. Многие вообще малопригодны для езды по дорогам, и им давно уже место на свалке.
Каждый год на российских дорогах появляется почти три миллиона новых автомобилей, и поэтому количество машин, чей возраст приближается к критическому, будет только расти. Потребуется как минимум 2 миллиарда долларов, чтобы создать эффективную инфраструктуру по утилизации автомашин, включая станции сбора старых авто, предприятия по их разборке и резке. Об этом свидетельствуют данные из опубликованного недавно доклада PricewaterhouseCoopers.
Если утилизационный сбор использовать как следует, он поможет получить необходимые средства. Производители и импортеры автомобилей будут нести ответственность за оплату налога, а полученные средства будут использоваться для избавления от старья экологически безопасными способами. Но некоторые исключения, заложенные в законе, могут быть использованы для дискриминации по отношению к иностранным торговым партнерам России, говорят юристы из компании White and Case.
Также по теме: Автомобильный рынок Европы падает, а Россия идет вперед
Например, автопроизводителей, которые возьмут на себя обязательство осуществлять безопасную утилизацию старых автомобилей, могут освободить от нового налога. Трудно понять, как иностранный поставщик автомобилей, не имеющий в России ни сборочного производства, ни нужных связей, сумеет пробраться через эту лазейку.
Объемы продаж российских автопроизводителей растут, в основном, благодаря запредельно высоким пошлинам на импортные машины. Однако от дискриминационных по отношению к иностранным поставщикам налогов придется со временем отказаться, когда Россия в следующем месяце вступит во Всемирную торговую организацию.
Пока рано говорить, есть ли какие-то тайные планы, скрывающиеся за новым законом о сборе на утилизацию, однако чиновники из ВТО будут внимательно следить за этим. Тем временем, у торговцев металлоломом могут появиться новые благоприятные возможности, когда под контролем государства возникнет целая отрасль по утилизации автомобилей.