Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай проигрывает дипломатическую игру?

© REUTERS / Shannon Stapleton Мальчик в Национальном музее Пекина
Мальчик в Национальном музее Пекина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Является ли Китай столь же геополитически компетентным, будучи номером один, как это было, когда он был номером два. Лидеры Китая были бы наивными и глупыми, если бы они делали ставку на то, что смогут добиться глобального превосходства за счет мирного роста своей страны. В какой-то момент Америка проснется от своего геополитического сна; уже есть признаки того, что она открыла один глаз.

Сингапур - В 2016 году доля Китая в мировой экономике будет больше доли Америки с точки зрения паритета покупательной способности. Это событие первостепенной важности; в 1980 году, когда на Соединенные Штаты приходилось 25% мирового производства, доля Китая в мировой экономике составляла лишь 2,2%. И, тем не менее, после 30 лет геополитической компетентности китайцы, как кажется, находятся на грани ее потери - как раз тогда, когда они в ней нуждаются больше всего.

Лидеры Китая были бы наивными и глупыми, если бы делали ставку на то, что смогут добиться глобального превосходства за счет мирного и тихого роста своей страны. В какой-то момент Америка проснется от своего геополитического сна; уже есть признаки того, что она открыла один глаз.
 
Но Китай начал допускать серьезные ошибки. После того как Япония поддалась давлению Китая и отпустила захваченный китайский траулер в сентябре 2010 года, Китай был вне себя от радости и потребовал извинений от Японии, приведя в замешательство японский истеблишмент.

Читайте также: Россия, Китай и Иран не войдут в Турцию

После того как северокорейские снаряды убили невинных южнокорейских граждан в ноябре 2010 года, Китай практически молчал. В тщательно выверенном ответе Южная Корея направила своего посла на церемонию вручения Нобелевской премии мира, присужденной заключенному в декабре 2010 года китайскому активисту по правам человека Лю Сяобо.

Китай также вызвал раздражение Индии, когда немотивированно отказался выдать визы ее высокопоставленным чиновникам. Китайский премьер Вэнь Цзябао впоследствии сгладил ситуацию во время встреч с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, но такие ненужные провокации оставили в Индии осадок недоверия.

Но все эти ошибки меркнут по сравнению с тем, что сделал Китай с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в июле. Впервые за 45 лет совещание министров стран АСЕАН (AMM) не смогло достигнуть согласия по совместному коммюнике, якобы потому, что нынешний председатель АСЕАН - Камбоджа - не захотела, чтобы в коммюнике упоминались двусторонние территориальные споры в Южно-Китайском море. Весь мир, включая большинство стран АСЕАН, воспринял позицию Камбоджи как результат огромного давления со стороны Китая.

Победа Китая не стоила свеч. Он выиграл битву за коммюнике, но, возможно, потерял 20 лет кропотливо накопленной доброй воли, в результате таких усилий, как соглашение о свободной торговле между АСЕАН и Китаем, подписанного в ноябре 2002 года. Более того, предыдущие лидеры Китая подсчитали, что сильная и единая АСЕАН стала ценной буферной зоной на пути возможной стратегии сдерживания США. Теперь, разделив АСЕАН, Китай предоставил Америке намного более хорошие геополитические возможности в регионе. Если бы Дэн Сяопин был жив, он был бы глубоко обеспокоен.



Также по теме: Собирается ли Германия отказаться от Европы в пользу Китая?

Возможно, несправедливо обвинять китайское руководство в неудаче с АСЕАН. Скорее всего, слишком рьяные чиновники невысокого ранга подтолкнули жесткую линию в отношении Южно-Китайского моря, но ни один китайский лидер, имея выбор, не предпочел бы разрушить коммюнике AMM. Тот факт, что это произошло, раскрывает масштаб недавних плохих решений Китая.

«Девятипунктирная демаркационная линия», которую Китай провел в Южно-Китайском море, может оказаться ничем иным, как большим геополитическим мельничным жерновом на шее Китая. Было неразумно прилагать карту к вербальной ноте в ответ на совместную подачу заявления Вьетнамом и Малайзией в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в мае 2009 года. Это был первый случай, когда Китай включил карту в официальное послание ООН, и это вызвало серьезную обеспокоенность среди некоторых членов АСЕАН.

Геополитические возможности, подразумеваемые включением карты, не были потеряны для США, поэтому США, что несколько необычно, сделали еще одну попытку утвердить Конвенцию по морскому праву. После представления девятипунктирной линии в ООН Китай попал в безвыходную ситуацию в связи с трудностями по защите карты в соответствии с международным правом. Как указал выдающийся историк Ван Гангву, первые карты, которые претендовали на Южно-Китайское море, были за Японией и были унаследованы националистическим Китаем.

Внутри страны девятипунктирная линия может вызвать проблемы для правительства, давая в руки критикам полезное оружие. Любой намек на компромисс поставит под политический удар чиновников. Другими словами, несколько "камней", брошенных в Южно-Китайское море, поставили Китай между молотом и наковальней.

Читайте также: Самая быстроростущая экономика в мире - это не Китай


Нет сомнений, что Китаю придется найти способ достигнуть компромисса по девятипунктирной линии. В частных беседах он уже начал это делать. Хотя линия охватывает воды к северо-востоку от принадлежащих Индонезии островов Натуна, китайское правительство предоставило Индонезии категорические заверения в том, что Китай не претендует на острова Натуна или их исключительную экономическую зону.

Эти частные гарантии успокоили отношения с Индонезией. Так почему бы не проявить подобную инициативу и к другим странам АСЕАН?

Наследие Дэна и его предшественника, Мао Цзэдуна, сильно отличаются друг от друга. Но двое наиболее важных руководителей Народной Республики действительно находили согласие в одной области: оба могли дать задний ход, идя на территориальные уступки при решении пограничных споров. Это объясняет, например, почему Китай был так щедр к России в решении пограничных вопросов.

Мао и Дэн могли себе это позволить, так как они были сильными лидерами Китая. Задача, стоящая перед миром в настоящее время, заключается в том, чтобы Китай стал политически плюралистическим: ни один лидер не достаточно силен, чтобы пойти на мудрые односторонние уступки.

В Китае ничего не произойдет, пока не будет завершена передача руководства в ноябре. Новой администрации КНР Си Цзиньпина и Ли Кэцяна понадобится некоторое время, чтобы укорениться. Но Америка просыпается. То же будет с остальным миром в 2016 году. Тогда большим вопросом будет: является ли Китай столь же геополитически компетентным, будучи номером один, как это было, когда он был номером два.