В то время как американцы смотрят Олимпийские игры в Лондоне, комментаторы, заполняющие эфирное время, начали спекулировать об ухудшении отношений между США и Великобританией. Во время своего визита в Лондон две недели назад Митт Ромни (Mitt Romney) нанес несколько «ударов» в отношении Барака Обамы (Barack Obama), назвав его ответственным за это ухудшение. На самом деле, связи между Соединенными Штатами и Великобританией остаются сильными. Почему?
Во-первых, независимо от того, говорил это Ромни на самом деле или нет, он всего лишь подчеркнул всем известный факт – наследие Великобритании является ключевым компонентом Соединенных Штатов. Страна была основана выходцами с туманного Альбиона, искавшими свободы. Институты стран столь схожи, культуры столь созвучны, система ценностей настолько похожа, что в некотором смысле существуют почти симбиотические отношения на структурном уровне.
Это не означает, что положение дел не менялось, и что американское общество не было обогащено различными группами, приехавшими со всех концов света. Но не это на самом деле изменило «особые» отношения. Этим термином описывали отношения между двумя самым мощными странами в мире. Вспомните: во время Второй мировой войны президент Франклин Делано Рузвельт (Franklin D. Roosevelt) возглавлял крупнейшую мировую экономику и растущую военную супердержаву. Но Уинстон Черчилль (Winston Churchill) возглавлял огромную империю, управляя почти четвертью мира. Великобритания также обладала огромным флотом и огромными экономическими возможностями. В мире фунт стерлинга продолжал считаться резервной валютой. Именно это – роль Великобритании – на самом деле изменилось.
Во время холодной войны асимметричность власти привела к тому, что Великобритания стала младшим партнером Вашингтона, но при этом Европа оставалась центральной ареной мировой политики, а Великобритания играла ключевую роль в сдерживании Советского Союза. В настоящий момент никакой холодной войны нет, силы смещаются в Азию, а Великобритания представляет собой маленький богатый островок у берегов Европы, с одним мировым финансовым центром и многочисленными симпатичными старинными усадьбами.
Уверен, что американцы продолжат чувствовать себя в Великобритании почти как дома, а британцы наверняка продолжат ощущать себя схожим образом в США. Я испытываю сильную привязанность к Великобритании, но мировая структура власти изменилась, а это означает, что невозможно вернуть прежние особенные отношения, независимо от того, сколько бюстов Черчилля мы установим в Белом доме.
Уверен, в будущем отношения между двумя странами останутся крепкими. Стоит лишь посмотреть на отношения США и Израиля – тот факт, что Израиль является очень маленькой страной, не влияет на прочность этих связей. Но отношения между Великобританией и США не будут столь важны в мировом контексте, как это было ранее.