Менло-Парк – Марку Цукербергу удалось соединить в сети около 1 миллиарда человек. Теперь амбициозный молодой предприниматель создает сообщество иного рода, на этот раз из кирпича и цемента.
В настоящее время полным ходом идут строительные работы на оживленном участке, который является центральной улицей в кампусе Facebook Inc. в Кремниевой долине и по которому постоянно прогуливаются или ездят на велосипедах и скейтбордах RipStik ее сотрудники.
Теперь гигант в мире социальных сетей возводит свою собственную Мейн-Стрит, открывая там заведения, где будут обслуживаться только сотрудники компании, независимо от того, хотят ли они подстричься или пообедать нигири-роллами.
Зовите все это Цукербургом.
В отличие от времен Генри Форда и Джорджа Пуллмана, когда промышленники строили города вокруг своих предприятий, компания Facebook пытается привлечь розничные сети в свой развивающийся частный кампус, расположенный на окраине Менло-Парк, где пока открылось лишь несколько коммерческих заведений помимо кафе фаст-фуда.
Строительство субсидируется компанией Facebook, и выбранные ее руководством предприниматели будут предлагать ее сотрудникам товары и услуги со скидкой.
«Это городок компании 21 века», - сказал футуролог Кремниевой долины Пол Саффо (Paul Saffo), исполнительный директор института прогнозов в инвестиционной исследовательской компании Discern Analytics.
Несмотря на драматическое поражение в качестве новой открытой акционерной компании, которое лишило ее акционеров миллиардов долларов, Facebook вкладывает деньги в проект, призванный превратить этот квартал ничем не примечательных зданий в динамичное сообщество, которое сможет привлечь самых выдающихся специалистов Кремниевой долины.
Facebook прокладывает новый путь в сфере привилегий для своих сотрудников, хотя Кремниевая долина славится этим уже давно.
Пионеры в этой области, такие как Hewlett-Packard Co., делали подарки молодоженам и новоиспеченным родителям, проводили ежегодные пикники и предоставляли своим сотрудникам бесплатное питание и кофе. Эта практика стала невероятно популярной в 1980-е годы, когда Стив Джоббс предложил членам своей команды в Apple Inc. такие привилегии, как свежевыжатый апельсиновый сок в неограниченном количестве и массаж дважды в неделю.
Крупные технические компании вроде Google Inc. и Facebook соревнуются друг с другом в вопросах предоставления бесплатного питания и других излишеств, таких как бесплатные услуги прачечной и химчистки.
Однако компании Facebook пришлось придумывать новые приманки, когда несколько недель назад ее главный офис переехал в пригород на краю топкой низины и солончакового болота, отрезанного от остальной части Менло-Парка шестиполосным шоссе. Эта территория настолько изолирована, что, когда ее прежний арендатор - компания Sun Microsystems - занял ее, кампус быстро получил название «Сан-Квентин».
Компания Facebook не раскрывает информацию о том, сколько она уже потратила на благоустройство этой территории, на которой проживают 2 тысячи ее сотрудников и которая закрыта для посторонних.
Профессор в области архитектуры Калифорнийского университета в Беркли Маргарет Кроуфорд (Margaret Crawford) считает, что удаленность кампуса Facebook ставит компанию в невыгодное положение. «Поэтому привлечение на его территорию предпринимателей в формате Мейн-Стрит стало довольно оригинальной находкой», - добавила она.
Руководство Facebook надеется, что ее сотрудники, привыкшие к оживленной уличной суматохе под окнами ее прежнего офиса в Пало-Альто, будут чувствовать, что они находятся в центре событий – по крайней мере, недалеко от него.
Вероятнее всего, руководство компании позаимствовало эту идею у таких пионеров в области привилегий для своих сотрудников как, например, SAS в Кэри, Северная Каролина. Частная техническая компания, известная своим внимательным отношением к сотрудникам, имела на своей территории заведения, в которых предлагались такие услуги как ремонт обуви, пошив и подгонка одежды, расчет налогов, ремонт автомобилей, ремонт украшений и часов. Таким образом, сотрудники компании могли забыть о своих личных делах и сосредоточиться на работе.
Компании Facebook необходимо предложить своим сотрудникам гораздо больше привилегий, если она хочет переманить к себе лучших специалистов, которых могут привлечь новые возможности. Facebook утратила часть своего блеска во время неудачного первого открытого размещения своих акций в мае, когда курс ее акций резко упал.
«Это отличный стимул: ''Моя компания построила для меня маленький городок''», - сказала профессор бизнес-школы Гарварда Тереза Амабайл (Teresa Amabile), соавтор исследования «Принцип прогресса» (The Progress Principle), изучающая то, как повседневная жизнь внутри организаций может повлиять на людей и качество их работы.
«Это позволяет сотрудникам чувствовать, что их ценят, а это значит, что они с большей долей вероятности будут работать более продуктивно и творчески»,- добавила она.
Компания Facebook положила асфальт на центральной улице кампуса, территорию которого озеленила еще компания Sun Microsystems, и открыла на ней изысканные кафе, где сотрудники могут бесплатно пообедать. Facebook открыла два изысканных ресторана и разместила на территории кампуса фургоны с фаст-фудом, чтобы ее голодным сотрудникам не приходилось далеко ездить.
В кампусе также можно найти несколько более мелких кафе, таких как Lightning Bolt's Smoke House, где каждое утро на открытом огне жарят свинину, ребрышки и цыплят. Пиццерия Big Tony's известна своими кусками в стиле нью-йоркских заведений. Буррито и начо готовят на заказ в Teddy's Nacho Royale. Компания Facebook намеревается открыть закусочную, которую некоторые сотрудники быстро окрестили Zuckerberger's. К открытию готовятся также лапшичная и кондитерская, где можно будет найти замороженный йогурт, конфеты и выпечку.
«Наша основная цель – обеспечить наших сотрудников необходимыми вещами, которые требуются им ежедневно, чтобы они могли эффективно работать, не отвлекаясь на поездки за пределы кампуса», - сказал Эверетт Катигбак (Everett Katigbak), глава отдела проектирования компании Facebook.
Теперь Хакер-Сквер – открытый внутренний двор, где сотрудники компании собираются каждую неделю для беседы с Цукербергом - станет местом, где появятся два новых семейных заведения: старомодная парикмахерская и традиционный ресторан японских суши, который очень нравится Цукербергу и его жене Присцилле Чан. К открытию готовятся также магазин велосипедов и поликлиника.
По словам местных предпринимателей, возможность сотрудничать с компанией Facebook упускать нельзя.
Ресторан Fuki Sushi, где праздновали свою свадьбу Цукерберг и Чан, планирует открытие своего филиала в кампусе уже в сентябре. По словам его совладелицы Люми Гарднер (Lumi Gardner), супружеская пара предложила открыть в кампусе Facebook филиал ресторана Fuki Sushi, который ее родители открыли в Пало-Альто в 1978 году, во время своего обеда там. Гарднер добавила, что сотрудничество с Facebook, без сомнения, добавляет ее заведениям престижа.
Возможность повысить свой престиж также привлек Philz Coffee, сеть из Сан-Франциско, которая имеет уже 10 магазинов. У нее уже есть свое заведение в кампусе Facebook – там подают эспрессо и различные напитки на основе кофе. Компания Facebook в настоящее время занимается выбором партнеров для открытия еще одной кофейни.
Johnny D's Barber Shop – это, пожалуй, самое необычное заведение на территории кампуса. Несмотря на то, что многие компании, такие как Facebook, заключают контракты с предприятиями, поставляющими специально оборудованные автофургоны для того, чтобы сотрудники могли постричься прямо на месте, мало кто может похвастаться собственной парикмахерской.
Джон Мейджор (John Major), владелец Johnny D's в Сан-Хосе, пытался заключить контракт с компанией, принадлежащей к более молодому поколению. Его парикмахерская в кампусе Facebook откроет свои двери для посетителей уже в августе.
Два дня в неделю парикмахер будет стричь волосы, подравнивать бороды, усы и бородки или просто мыть волосы или брить молодых людей. Раз в неделю в салоне Johnny D's будут делать стрижки и укладывать волосы.
«Я с нетерпением жду того момента, когда у моего парикмахерского салона появится совершенно новая клиентура, - говорит Майджор. - Когда техническая компания открывает на своей территории старомодное заведение, такое как парикмахерская, это выглядит дихотомией. Это превосходная идея».