Члены одного из самых быстро растущих и динамичных религиозных движений по-прежнему приезжают на воскресные службы в запряженных лошадьми колясках.
В эпоху айпадов и всемирных систем мгновенной связи амиши «старого уклада», известные своим отрицанием технологий, могут показаться обреченным сообществом, однако, как показывают данные последних исследований, в США общины амишей, на самом деле, процветают. Их поселения существуют в десятках штатах, причем новые возникают в среднем по одному в месяц.
Сочетание традиционно высокой рождаемости и снижения числа тех, кто уходит из общины после взросления – сейчас оставаться в общине предпочитают более четырех пятых детей, выросших в семьях амишей — заставляет демографов предполагать, что в ближайшие 40 лет количество общин амишей в Соединенных Штатах удвоится.
Семьи амишей разбросаны по 29 штатам — от Монтаны до Флориды. Число автономных поселений насчитывает 456 – притом, что по переписи 1990 года их было всего 179. Аналитики не видят причин ожидать, что эти темпы замедлятся, и считают, что к концу 2050-х годов число верующих приблизится к 1 миллиону.
В исследовании, проведенном командой ученых из Университета штата Огайо, в качестве основной причины такого быстрого роста указываются высокая рождаемость и беспрецедентный уровень удержания в общинах.
Амиши избегают контрацепции, поэтому в семьях у них бывает в среднем по шесть-семь детей. Несмотря на искушения окружающего мира, сейчас в поселениях амишей живет более 250 тысяч человек, утверждают исследователи. Около 85% людей из младших поколений продолжают прежний образ жизни после взросления.
«Амиши успешно взращивают своих сыновей и дочерей в своей вере, - отмечает профессор социологии сельских районов из Университета Огайо и основной автор исследования Джозеф Доннермайер (Joseph Donnermeyer). – Амиши не живут в изоляции, они динамичная культура. Они просто развиваются в другом направлении, чем американский мейнстрим».
Амиши были частью ультраконсервативного анабаптистского движения, порожденного Реформацией в 16 веке. Обычно о них знают только то, что они ездят в запряженных лошадьми колясках и отказываются использовать электричество и прочие современные удобства или жестко ограничивают их употребление. Поселения амишей представляют собой сплоченные общины, в которых богослужение проводится не в церквях, а в домах членов по очереди. Традиционно амиши занимаются фермерством, так как оно позволяет мужчинам оставаться со своими семьями.
Амиши крестят только взрослых. Это стало основной причиной, по которой движение откололось от остальных протестантских групп в 17 веке, когда церкви начали крестить младенцев – отчасти, чтобы можно было контролировать население в налоговых и военных целях. По словам г-на Доннермайера, со времен Второй мировой войны процент молодежи амишей, доходящей до последней стадии крещения, взлетел вверх, что отражает растущий разрыв между амишами и окружающим обществом. Больше века назад образ жизни амишей не так уж сильно отличался от образа жизни окрестных сельских общин. Сейчас пропасть между тем, как живут амиши, и как – «англичане» (так амиши часто называют своих соседей-неамишей), пересечь намного труднее.
«В наши дни разрыв в образе жизни стал намного больше, - говорит г-н Доннермайер. – Я сказал бы, что процент крещений сейчас достиг примерно максимального уровня, потому что подняться выше определенного потолка он неспособен в принципе».
Традиционно амиши ассоциируются с Пенсильванией и со штатами Среднего Запада, такими как Огайо, в которых в общей сложности проживает около 40% всех амишей в Америке. В округе Холмс, штат Огайо, 42% населения – амиши. В округе Ла Гранж, штат Индиана, - 37%. Большое поселение округа Холмс, распространившееся на территорию шести округов (Холмса, Уэйна, Таскараваса, Кошоктона, Старка и Эшланда), считается крупнейшим. В нем живут почти 30 тысяч амишей. Второе место занимает поселение округов Ланкастер и Честер на юго-востоке Пенсильвании.
«Полагаю, что через 15 лет мы увидим первый округ, в котором большинство населения будут составлять амиши. Полагаю, что им станет округ Холмс. Впрочем, возможно, округ Ла Гранж в Индиане будет не слишком сильно от него отставать», - считает г-н Доннермайер.
При этом амиши продолжают экспансию в другие штаты. За последние три года в штате Нью-Йорк было основано более 15 поселений, а в Миссури, Мичигане, Айове, Висконсине и Кентукки их уже более 20 в каждом.
Семьи амишей начали появляться и в еще более отдаленных штатах, включая Колорадо, Арканзас, Монтану и Мэн.
«Амиши пользуются снижением цен на землю и часто поселяются в сельских округах, переживающих экономический спад и спад численности населения», - заявил г-н Доннермайер.
Общинные лидеры амишей говорят также о росте скоплений ферм и поселений, так как новые супружеские пары не склонны далеко уезжать от родных семейных ферм.
«Люди хотят сохранять общину, - недавно заявила редактор газеты амишей Budget Фанни Эрб-Миллер (Fannie Erb-Miller) журналисту выходящей в столице Огайо Columbus Dispatch. – Однако им приходится селиться там, где для них достаточно земли. В наше время проблем с этим стало больше».
Миграция семей амишей в новые округа может означать серьезные перемены для тех, кто там живет, несмотря на то, что общины амишей принципиально стараются не вмешиваться в чужие дела, полагают ученые. Впрочем, по мнению г-на Доннермайера, при всем конфликтном потенциале эффект присутствия амишей считается в целом положительным.
Миграция амишей «замедляет убывание населения и может даже обратить тенденцию вспять. У амишей очень низкий уровень безработицы, и они хорошие предприниматели. Экономически они многое дают своим округам», - утверждает г-н Доннермайер.
Многие семьи амишей не могут больше ограничиваться занятиями фермерством, так как им не хватает земли, чтобы прокормиться. В результате многие семьи обращаются к другим способам заработка – таким как плотницкое дело или строительство. Однако сохранять близость с семьей для них по-прежнему ключевой приоритет.
«Они предпочитают работать на себя, - говорит г-н Доннермайер. – Для амишей важно искать такую область деятельности, которая не ослабляет чувство принадлежности к общине. Только в самых крупных общинах амиши иногда работают на фабриках».