Появившейся в Бельгии фильм Софии Питерс (Sofie Peeters), который проливает свет на приставания к женщинам на улицах Брюсселя, произвел эффект разорвавшейся бомбы и подтолкнул многих поделиться собственным опытом в сети. Самым поразительным для нас стало то удивление, которое до сих пор вызывают подобные факты.
Да, улица – это то место, где женщины не защищены от сексизма и приставаний некоторых мужчин. Большинство женщин (если вообще не все) так или иначе сталкивались в своей жизни с уличными домогательствами. Они могут принимать самые различные формы, - от замечаний насчет внешности и одежды до шовинистских оскорблений, свиста и настойчивых предложений. Кроме того, все это в некоторых случаях сопровождается сексуальной агрессией (шлепки, прикосновения и т.д.).
Однако не стоит считать, что речь идет о запрете любого флирта с женщинами в общественных местах: нужно провести черту между ним и харрасментом. В первом случае это - ненастойчивый призыв к взаимности, тогда как во втором мы имеем дело с угрожающей, враждебной и оскорбительной ситуацией. Кроме того, повторяющийся характер такого поведения создает атмосферу постоянной напряженности для страдающих от него женщин.
Ситуации обычного сексизма и домогательств на улицах крайне серьезны. Как несложно догадаться, они перекликаются со всеми остальными формами агрессии против женщин. Точно такие же процессы интериоризации затрагивают и всех других жертв сексистского домогательства и вызывают чувство вины, стыд и страх. Идет ли речь о словесной или физической агрессии, на слова женщин зачастую попросту не обращают внимания, в результате чего те предпочитают молчать. Так, например, обстоят дела с жертвами насильников (лишь 10% из них подают иск), а также теми, кто страдает от физической и/или сексуальной агрессии, харрасмента и морального притеснения.
Феномен домогательства, который является частью целого континуума сексистской агрессии, подпитывает восприятие того, что улица – это мужское пространство, где женщины не могут передвигаться свободно и без опаски в любое время дня и ночи. То есть, улица представляет собой владения мужчин, которые устанавливают в них свои условия и правила. И горе той, кто их нарушит! Когда женщины выходят из дома, они должны подчиняться правилам, продиктованным мужчинами: всегда быть готовыми к «комплиментам» и оскорблениям… или, иначе говоря, быть доступными.
Уличные домогательства, как и любой другой тип насилия над женщинами, опирается на все еще не выветрившуюся из нашего патриархального общества идею: женское тело находится в распоряжении мужчин и должно выполнять их желания. Однако, женщины должны получить право свободно находиться в общественном пространстве без страха и постоянных напоминаний об их поле и сексуальной ориентации, принижения до роли простого объекта желания в глазах мужчин.
Не стоит слишком быстро пытаться загасить полемику, заявив, что сексизм существует только на улице и в некоторых социальных слоях или отдельных культурах. Нельзя не провести параллели между борьбой с сексизмом и расизмом: оба явления тесно связаны между собой и говорят о тех же самых механизмах дискриминации и подчинения. Сексизм свойственен не только отдельным культурам или поколениям, это - всеобщее явление, которое присутствует во всех культурах и во всех общественных группах.
Появление женщины в общественном пространстве в целом до сих пор не может пройти незамеченным. Пример тому - как депутаты Национального собрания свистели вслед появившейся в платье Сесиль Дюффло (Cécile Dufflot) - демонстрирует нам, что женоненавистничество выходит за рамки географических и социальных категорий. Архаичная мысль о том, что место женщины - на кухне, порождает каждодневные сексистские замечания на улице, на работе или в Национальном собрании, которые по своей природе и количеству отнюдь не являются «детскими» шутками и подкрепляют тем самым исключение женщин из общественного пространства.
Многочисленные свидетельства, которые появились в сети после выхода фильма Софии Питерс, позволяют сделать вывод о том, что за всеми этими историями отдельных людей скрывается целое общественное явление. Явление, которое требует политических мер.
Но являются ли законодательные санкции верным политическим ответом? Закон по определению обладает важными нормативными качествами. Закон об агрессии против женщин позволил бы продемонстрировать стремление правительства бороться с ней. Но было бы глупо полагать, что закона самого по себе будет достаточно. Юридической системе еще многое нужно сделать для противодействия насилию над женщинами. Продвинуться вперед получится только путем создания специального плана подготовки сотрудников правоохранительных органов.
Чтобы выкорчевать корни уличной агрессии и домогательств, нам в первую очередь нужно бороться со стереотипами, прививать понятия равенства и свободы с самого детства. Нынешнее осознание проблемы и возмущенная реакция – это первые шаги к всеобщему пониманию того, что такое поведение неприемлемо и должно остаться в прошлом. Так давайте же не будем сидеть сложа руки!
Магали Де Хас (Magali De Haas), Анн-Сесиль Мельфер (Anne-Cécile Mailfert) и Элен Аскур (Hélène Assekour) из ассоциации «Не бойтесь феминизма!»