Заявление директора компании «Сербиягаз», Душана Баятовича, что в Сербии газ на 30% дешевле реальной стоимости, и что правительство должно как можно скорее представить свою стратегию относительно цен на энергоносители, будет изучаться с целью выяснения, представляют ли эти 30% реальные расходы, из-за которых должен подорожать газ, сказала в интервью «Политике» министр энергетики, развития и охраны окружающей среды, Зорана Михайлович. «Следует разобраться, является ли этот процент увеличения результатом затрат, образовавшихся при присоединении к «Сербиягазу»других компаний, не имеющих никакого отношения к основной деятельности, то есть продажи газа», - поясняет она.
Баятович сказал, что нужно срочно определиться с дальнейшей деятельностью «Сербиягаза», и кто возьмет на себя долги, правительство или это госпредприятие, ведь кто-то должен покрыть разницу, а такие проблемы решаются не маркетингом, а конкретной работой, шаг за шагом. «Повышение цен, то есть подорожание газа и электроэнергии, это не единственный способ решения проблемы. Повышение эффективности, снижение уровня коррупции, наведение порядка в работе, это лишь некоторые из способов предотвратить повышение цен», - говорит она.
Читайте также: Боится ли Запад сближения Сербии с Россией
Задача Министерства энергетики, развития и защиты окружающей среды - расследовать все аферы, которые всплыли в энергетическом секторе в прошедшем периоде. «Этим не будет заниматься профильное министерство, но мы потребуем от государственного ревизора проверить некоторые предприятия, в частности, "Сербиягаз"», - говорит она.
На вопрос, считает ли она по-прежнему, что «Сербиягаз» является убыточным предприятием среди всего прочего и из-за присоединения других компаний, Михайлович категорично заявила, что «Сербиягаз» должен заниматься транспортировкой, продажей и дистрибуцией газа. «Задача государства заниматься социальной политикой, а не "Сербиягазом". Все, что выходит за рамки основной деятельности обременяет бюджет компании и тем самым увеличивает стоимость кубометра газа или киловатта электроэнергии, за которую платят граждане», - объясняет она.
В то же время необходимо изучить, какова реальная цена газа и при помощи переговоров с Газпромом постараться снизить ее. Вообще, нужно выяснить, почему в Сербии газ дороже, чем в некоторых других европейских странах. «Нужно разобраться, как велись переговоры и какова была их цель. Учитывая, что мы на 90 % зависим от импорта газа, вопрос должен быть решен немедленно, ведь вместо того, чтобы газу стать топливом будущего, граждане все чаще отказываются от него и отдают предпочтение дровам, углю и электричеству, так как это дешевле», - сказала Михайлович.
Также по теме: Российский кредит - спасательная соломинка для Сербии
Отвечая на вопрос, реально ли ожидать, что в Сербии скоро появится новая газовая электростанция ТЭЦ «Нови Сад», Михайлович заявила, что Министерство энергетики, развития и охраны окружающей среды к середине сентября представит план инвестиционных приоритетов, чтобы потенциальные инвесторы знали, куда нужно вкладывать. «Кроме того, мы сделаем все возможное, чтобы сократить административные и бюрократические процедуры получения различных лицензий, и вполне вероятно, что получение некоторых разрешений возьмет на себя само министерство. Это позволит сократить коррупцию, а инвесторы смогут в кратчайшие сроки получать разрешения и начинать строительство, а Сербия быстрее бы получила то, что является ее приоритетами в энергетике», - заключила Зорана Михайлович.