Изумление и недоумение. Вот, что я ощущаю при виде судебного фарса, жертвой которого стали музыканты из российский феминистской панк-группы Pussy Riot. Мне казалось, что многомесячное предварительное заключение молодых матерей из-за невинного «панк-молебна» было пределом высокомерной жестокости путинского режима… Но нет, начавшийся 30 июля процесс многое может рассказать о разъедающей путинскую Россию ненасытной анархии и самоуправстве властей. Невероятная, выходящая за рамки здравого смысла абсурдность процесса наводит на мысль о кафкианской химере, ставшей реальностью.
«Бесовские пляски»
Трем девушкам грозит тюремное заключение сроком до семи лет за политическое представление в московском Храме Христа Спасителя, где они обратились к Богородице с просьбой «прогнать Путина», не нарушив при этом ни одного закона. Следуя религиозным традициям и обычаям пресвитерианской церкви IV и VII веков, участниц группы обвинили в «умалении духовной основы государства», сатанинском поведении и «бесовских плясках».
Читайте также: Канонизация Pussy Riot
Один из свидетелей обвинения, который не присутствовал на месте событий, однако почувствовал себя глубоко уязвленным произошедшим, заявил под присягой, что участницы панк-группы «сами себя задвинули и опустили в ад». Другие же прямо заявили судье, что обвиняемые должны быть наказаны. Один из них даже пожаловался, что несколько месяцев не мог вернуться на работу из-за глубокой психологической травмы, которую получил при виде их танцев в храме. По требованию судьи сотрудники закрыли вход в зал заседаний для всех свидетелей защиты. Другими словами, судья попросту выгнала их из зала, а когда подошла их очередь давать показания, она отказалась впускать их, потому что они не присутствовали на слушаниях. Делать снимки фотографам также запретили. Как сообщает информагентство «Интерфакс», в суде внимательно следили за тем, чтобы журналисты не могли разговаривать в коридорах.
По мнению знаменитого российского политзаключенного Михаила Ходорковского, такие судебные методы достойны средневековой инквизиции. Девушек намеренно подвергают истязаниям: по меньшей мере четыре раза в день они вынуждены проходить через унизительную процедуру обыска, во время которой им приходится полностью раздеться, а в зале суда они целыми днями сидят в стеклянной клетке, где так жарко и так душно, что едва можно дышать. Обвиняемым в среднем удается поспать лишь три часа в сутки, и они часами находятся в комнате площадью не более одного квадратного метра. Во время слушаний у них нет времени, чтобы поесть в тюрьме, в результате чего им приходится довольствоваться сухим пайком. Когда на одну из девушек пытался наброситься полицейский пес, судья заявила с довольным видом: «Правильно, собака, молодец!»
Также по теме: Сколько заплатит студия звукозаписи за контракт с Pussy Riot?
Государственный самосуд
Однако главная причина моего изумления – безграничное высокомерие путинского режима. Нынешний процесс затмил даже скандальное дело поэта и лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского, которого задержали в 1964 году за «тунеядство». Бесчеловечная абсурдность обвинений вовсе не пугает режим. Он больше не боится нарушить даже самые элементарные логические принципы. Его не волнует, что он вновь переступает через основополагающие права человека. Другими словами, в борьбе против всех форм оппозиции режим наглядно дает понять, что никаких запретов для него больше нет. Сегодня государство устраивает самосуд над молодыми матерями из Pussy Riot, а завтра может открыть огонь по демонстрантам, как в Сирии. Режим впервые ощутил серьезную угрозу и отправил оппозиции такой сигнал: против вас могут (и будут) использовать любые средства. Выживание режима необходимо обеспечить любой ценой.
Такова, как мне кажется, настоящая причина процесса над участницами группы Pussy Riot. Нечто вроде «точки невозврата» для Путина. После этого позорного процесса и обвинительного приговора (если до этого дойдет) невиновным девушкам протестное движение может принять радикальные формы, а репрессии станут тотальными. Не исключено, что у Путина появится собственная площадь Тяньаньмэнь.
Надеюсь, что ошибаюсь, однако без мощного международного давления вопрос стоит о том, «когда», а не «если» это произойдет. Индивидуальных протестов (так, например, поступили Red Hot Chili Peppers и Стивен Фрай) не достаточно. Иностранным правительствам и международным организациям давно пора осознать глубину человеческих страданий и оценить реальную опасность того, что события на площади Тяньаньмэнь могут повториться в Европе. Им давно пора объединиться, чтобы оказать давление на путинский режим.
Александр Скоробогатов, российский писатель, член ПЕН-клуба