Визит в Польшу патриарха Кирилла еще до своего начала вызвал много самых противоречивых эмоций: от энтузиазма, если не сказать раболепия со стороны нынешнего польского руководства, до отчетливого скепсиса части правой оппозиции;
от первоначальной восторженности идеей польско-российского примирения на страницах Gazeta Wyborcza до прямого припоминания гостю (в той же газете) разных «скандалов» и призыва Катажины Вишневской (Katarzyna Wiśniewska) к польским феминисткам спеть ему «дьявольскую песню» в рамках поддержки группы Pussy Riot, участницы которой находятся под судом за устроенный в церкви антипутинский «молебен». Кстати, мне очень любопытно, что написала бы Gazeta Wyborcza, если бы в один прекрасный день, например, Ян Поспешальский (Jan Pospieszalski) (журналист, бывший музыкант, - прим. пер.) спел в варшавском соборе Святого Спасителя песню «Богородица, прогони Коморовского» (Bronisław Komorowski)? А вдобавок на это бы мирно взирал настоятель храма и не выгонял оттуда артиста…
Источник самых крайних настроений в восприятии патриаршеского визита кроется в непонимании его значения, а также смысла совместного призыва к примирению между польским и российским народами, который должен стать центральным его событием. Государственные власти из-за своего ли подобострастного отношения к России, или, возможно, желая как и многие другие извлечь из этого визита выгоду для формирования собственного имиджа, несоразмерно активно подключились к этой теме. Я не припомню, чтобы подобная активность сопутствовала визиту в Польшу, например, самого важного для православных - Константинопольского патриарха Бартоломея I, не говоря уже о визитах глав Епископата Германии, Франции или США. Поэтому и в данном случае необходима здравая умеренность. Не равнодушие, а благожелательная сдержанность, чтобы не уничтожить плоды этого визита его чрезмерной связью с политикой и государством.
Патриарх Кирилл не является ни православным Папой, ни (несмотря на специфические для того Православия отношений Церковь-государство) официальным представителем России и ее президента Путина. Это глава русского Православия как преобладающей в России религии. Он ведет свою деятельность в диаметрально иных, чем католические иерархи в Польше и в мире, условиях. Речь здесь идет не только о различиях между западной и путинской демократией, но и внутрицерковной реальности. Если у нас некоторые круги обвиняют Католическую церковь в желании оказывать влияние на политику, то в Православии вне зависимости от происхождения светской власти в каждый конкретный период, ее влияние на церковь вписано в местную теологию и литургическую практику. Так повелось со времен Святого Василия, когда правитель был христианским владыкой. Поэтому, например, сотрудничество некоторых священников с коммунистическими спецслужбами не было для православных такой же проблемой, как для католиков. Данный контекст позволяет понять, почему архиепископ Юзеф Михалик (Józef Michalik) недавно заявил, что подписание совместного обращения будет для него более легким, чем для патриарха Кирилла. Просто Католическая церковь в Польше обладает большей самостоятельностью. Это «легкость» связана также с тем, что установка на прощение очень сильно вписана в польскую культуру и духовность. […]
Проблема нашего примирения с русскими гораздо сложнее, чем с любым иным народом. Возможно, еще и потому, что на непропорциональный баланс взаимных обид с российской стороны накладывается нечто такое, что о.Салий (Jacek Salij) (польский теолог и публицист, - прим. пер.) называет «ненавистью обидчика к своей жертве»? Нечто вроде того, когда насильник обвиняет свою жертву, что она сама его спровоцировала. Многие россияне просто не понимают, за что поляки затаили на них обиду. Роль патриарха Кирилла в том, чтобы убедить своих соотечественников признать свою вину в отношении поляков, будет таким образом архисложной. Тяжело будет и у нас, так как чувство несправедливости ослепляет.
Однако этот долгий процесс следует когда-то начать, и именно в плоскости общей веры в Христа, ведь призыв к согласию с Богом между людьми и народами относится к основным задачам обоих Церквей. Христиане не могут не призывать к согласию и не стремиться к нему, потому что иначе они отступят от Евангелия и своей ежедневной молитвы: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Но поскольку в данном случае речь идет об очень тонком и сложном деле, в совместном послании еще не прозвучат слова в духе «прощаем и просим о прощении».
Тем не менее, первый визит патриарха Московского и всея Руси в Польшу - это очень важное событие и для нас, и для России, и для всей Европы. Даже если труд по пробуждению сознаний и подготовки их к примирению между народами будет еще долог и тяжел, само подписание совместного с польскими католиками призыва к этому примирению откроет путь к общим выступлениям по самым важным для обоих народов и Европы вопросам. Я имею в виду защиту основ нашей цивилизации, имеющих христианский характер. Ведь в этом вопросе позиция католиков и православных единодушна. Возможно, именно этого сотрудничества двух Церквей более всего боятся либеральные и масонские круги, мечтающие о выхолощенной от христианства Европе.
Ксендз Хенрик Зелиньский - главный редактор еженедельника Idziemy.