Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Нетаньяху - не Черчилль, а Меир Даган - не Чемберлен. Германия - это не Иран, и Ахмадинеджад - не Гитлер. Одно лишь остается неизменным - поведение так называемых интеллектуалов.
В воскресенье они направили главе правительства письмо с требованиями, цель которых торпедировать возможную израильскую атаку на ядерные объекты Ирана. Они считают себя защитниками мира. Однако история учит нас вновь и вновь, что на самом деле именно эти люди являются настоящими поджигателями войны. Теперь они вновь пытаются разыграть старую пьесу. И это может служить причиной для беспокойства.
30 января 1933 года Гитлер был назначен канцлером Германии. Десять дней спустя состоялся драматический съезд участников союза студентов Оксфордского университета. На повестке дня стоял следующий вопрос (цитирую дословно): «Ни при каких обстоятельствах это учреждение не будет участвовать в войне во имя Короля и государства».
Над Европой в те годы сгущались тучи. Суть прихода Гитлера к власти была ясна всем. Первая мировая война закончилась не так давно. Политические дискуссии отличались особой остротой. Различные идеологические лагеря тогда, как и сегодня, находились в конфронтации друг с другом. На студенческом съезде разгорелся спор, стороны представили свои позиции. 253 человека проголосовали «за», 157 - «против». В последующие несколько дней это решение вызывало в Англии настоящую общественную бурю.
Читайте также: Саудовская Аравия официально угрожает Израилю
Формулировка иная. Времена тоже другие. Там были студенты. Здесь - зрелые интеллектуалы. И только стадный инстинкт остался прежним. Когда такой большой и значительный писатель, как Амос Оз, выступает единым фронтом с адвокатом Михаэлем Сфардом, представителем леворадикальных кругов, вирус иммунодефицита распространяется по национальному организму, ослабляя его защитные функции. В правом лагере идет жесткая дискуссия. В правительстве нет единого мнения. Однако интеллектуалы, творческие люди в Израиле (как и всюду) ведут себя, как стадо.
Прошло 80 дней после обнародования оксфордской резолюции, и Уинстон Черчилль высказался о ней в весьма грубой форме: «Это извращенная и грязная резолюция ... Речь идет об очень тревожном и омерзительном симптоме». Интересно, что бы сказал сегодня Черчилль Амосу Озу.
Прошло еще несколько недель, и университеты Манчестера и Глазго приняли похожие решения. Пацифистские настроения распространились и на университеты США. Появилось даже понятие «Оксфордское обязательство» («Oxford oath», «Oxford pledge»). Прошло еще полгода, и Альфред Циммерн, оксфордский профессор по международным отношениям, написал письмо главе студенческого клуба: «Если возникнет необходимость нанести немцам еще одно поражение, вина за это будет лежать и на вас».
В мире нет ничего абсолютно похожего. На дворе иные времена. Но прав ли был профессор Циммерн? Действительно ли умиротворение врага может привести к войне? В книге Реджинальда Виктора Джонса «Самая секретная война», повествующей о работе британской разведки в годы Второй мировой войны, рассказывается о письме, посланном Эрихом фон Рихтгофеном, бывшим офицером вермахта, служившим в германском генеральном штабе в период, когда была принята знаменитая Оксфордская резолюция.
Также по теме: Хаос на Сенае подрывает отношения Египта и Израиля
Это письмо было опубликовано 4 мая 1965 года в газете «Дейли Телеграф». «Я могу засвидетельствовать вам лично, что ни один другой фактор не оказал на Гитлера (и на его будущую стратегию) такого влияния, как отказ британских студентов участвовать в войне во имя британской короны». Мусоллини также полагал, что «резолюция британских студентов свидетельствует о том, что Англия слаба, беспомощна, словно древняя старуха».
Наглость, с которой действует Амос Оз и его товарищи, поражает воображение. Они выдвинули ультиматум главе правительства. До этого не могли додуматься даже «полезные идиоты» из Оксфорда.
Три недели спустя после принятия той самой резолюции поступило предложение отменить скандальное решение студенческого союза. Вновь собрались студенты, и на сей раз выяснилось, что эта резолюция приобрела новых, многочисленных сторонников. 750 против 138 - таковы были результаты повторного голосования. Мусоллини и Гитлер были чрезвычайно довольны. Запад, полагали они, напоминает тонкую паутину, которая с легкостью разлетится после первого же удара. Если кто-то полагает, что решение оксфордского студенческого союза отражало мнение большинства студентов, то он ошибается. В сентябре 1939 года британское министерство обороны обратилось к студентам Оксфорда с призывом добровольно вступить в ряды армии Ее величества. 2632 студента из 3000 откликнулись на призыв и были мобилизованы. Диктаторы ошиблись. Но война началась.
Читайте также: Одна иранская ракета - одна смерть израильтянина
Оксфордская резолюция - лишь одно из звеньев в длинной цепи исторического идиотизма «прогрессивных сил». Еще один подобный пример стал достоянием общественности в 2003 году, в канун американской военной операции в Ираке. Группа израильских интеллектуалов опубликовало предостережение против возможных военных преступлений - массового изгнания палестинцев силами ЦАХАЛа. Нет предела абсолютной оторванности сознания этих людей от реальности - тогда и сейчас.
В те годы Амосу Озу не пришло бы в голову подписать подобного рода письмо. Но времена изменились. Такими темпами его соавторами при сочинении следующего письма станут Ноам Хомски и Гюнтер Грасс.
Лишь в одном мы с вами можем быть уверены: иранский режим внимательно наблюдает за каждым нашим шагом. И он, как европейские диктаторы в свое время, обманывает себя, полагая, что мы слабы и беспомощны, что наше общество находится на грани развала. Иранский режим тоже полагает, что можно беспрепятственно продолжать свое дело. Иранцы глубоко заблуждаются. Израиль, как и Великобритания в 1930-е годы, - живая, подлинная демократия, иногда заходящая слишком далеко. Оксфордская резолюция возбудила аппетиты Гитлера и Муссолини, письмо Оза и его товарищей лишь подстегнет аятолл. Стоит напомнить Озу слова профессора Циммерна: ««Если возникнет необходимость нанести поражение иранцам, вина за это будет лежать и на вас».