Менее года назад судья в Эквадоре вынес отрицательное решение по запросу об экстрадиции Александра Баранкова в Белоруссию, бывшую страну советского блока, руководимую президентом, которого называют «последним диктатором Европы».
Однако сейчас над бывшим следователем по финансовым преступлениям нависла угроза потери статуса политического беженца и возвращения домой, где, по его словам, он может быть убит из-за расследований случаев коррупции в высших эшелонах власти.
Судьба Баранкова может быть решена уже во вторник, менее чем через неделю после того, как Эквадор предоставил политическое убежище основателю WikiLeaks Джулиану Ассанжу.
Прокуроры в Белоруссии обвиняют 30-летнего Баранкова в мошенничестве и вымогательстве. Он называет обвинения поддельными и считает, что они являются ответом на его расследование о контрабанде нефтепродуктов группой высопоставленных чиновников в правительстве Александра Лукашенко, в которую входят члены семьи белорусского лидера.
Баранкова поддерживают правозащитники в Белоруссии, которой Лукашенко руководит уже 18 лет путем фальсификации выборов, притеснения свободы слова, ареста диссидентов и сохранения 80% промышленности в руках государства.
«Они обвиняют меня в мошшеничестве и коррупции, - сказал Баранков в телефонном интервью из тюрьмы в пятницу. – Легко обвинить (кого-то) в этом, потому что полиция, суды и прокуратура – подчиненные президента и его семьи».
Баранков прибыл в Эквадор в августе 2009 года - после того, как в Белоруссии против него выдвинули обвинения. Они, по его словам, были выдвинуты после того, как он раскрыл схему контрабанды нефтепродуктов. С тех пор Белоруссия пытается вернуть его на родину.
В 2010 году, когда срок его визы истек, он провел 5 дней в заключении, однако был освобожден, когда власти предоставили ему статус беженца, приняв к сведению его заявление о политических репрессиях дома.
Белоруссия продолжала настаивать на его экстрадиции, но судья Карлос Рамирез из Высшего суда Эквадора Национального правосудия отказал Белоруссии в октябре 2011 года, заключив, что свидетельств предполагаемых преступлений Баранкова недостаточно.
Позднее, 7 июня, после получения Эквадором пересмотренного запроса об экстрадиции со стороны Белоруссии, Баранков был арестован 15-ю полицейскими, которые забрали активиста из его дома в северном Кито.
Затем в июне в Эквадор на два дня приехал Лукашенко, подписавший там с президентом Рафаэлем Корреа соглашения о торговле, образовании, сельском хозяйстве и обмене дипломатами. Также было подписано предварительное соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. Под руководством Корреа Эквадор укрепляет коммерческие и политические связи с соперниками США, включая Иран, Россию и Китай.
«Все поменялось после того, как приехал Лукашенко, - сказал Баранков. – Я хочу, чтобы граждане Эквадора раскрыли глаза и увидели, что со мной происходит».
Представитель Национального суда заявил, что Рамирез может вынести решение о новой экстрадиции уже во вторник, и Баранков может проиграть дело, несмотря на статус беженца.
После этого окончательное решение об экстрадиции окажется в руках Корреа.
Администрация президента на запрос о комментарии не ответила.
«Его не приговорят к смерти или пожизненному заключению – это гарантирует подписанный Белоруссией документ. Он был предоставлен во время визита Лукашенко», - сказал представитель суда на условиях сохранения анонимности.
«Мы были более-менее расслабленными до приезда Лукашенко. Сразу после этого власти Эквадора сказали, что не хотят продлевать срок действия его (Баранкова) удостоверения личности. Они ничего не объяснили», - сказала девушка Баранкова Мабель Андраде (Mabel Andrade).
Андраде сообщила, что Баранков подал апелляцию в Межамериканскую комиссию по правам человека, заявляя об угрозе пыток и даже смерти.
Данные эквадорского суда подтверждают информацию о том, что Баранков был следователем по финансовым преступлениям.
В Минске, белорусской столице, представитель Министерства внутренних дел сказал, что Баранков ранее был полицейским. Сотрудник МВД, который отказался предоставлять свое имя для публикации, не сообщил, какую именно работу осуществлял Баранков. По его словам, следователя обвиняли в том, что тот вызывал в свой кабинет людей, не имеющих отношения ни к каким делам, говорил им, что они находятся под следствием, и вымогал взятки, чтобы закрыть несуществующие дела.
Согласно документам эквадорского суда, он, якобы, пытался добиться взяток от работников компании Total Oil, требуя выплат в размере до 60 тысяч долларов по меньшей мере восемь раз.
Елена Красовская-Касперович из минской правозащитной организации «Платформа» сообщила, что Баранков просил о помощи, и что они разговаривали с ним несколько раз с помощью Skype.
«Беспокоит настойчивость, с которой белорусские власти требуют экстрадиции Баранкова, – сказала она. – Это может быть доказательством того, что он знает секреты Лукашенко».
«В этом случае нахождение в Белоруссии для него очень опасно», - добавила правозащитница.