Вашингтон - Военный судья в Гуантанамо начнет в четверг рассматривать целый ряд досудебных ходатайств и предложений по делу предполагаемого организатора терактов 11 сентября Халида Шейха Мохаммеда. Среди прочего будет вопрос о том, может ли правительство США попытаться заткнуть рот Мохаммеду и подрезать крылья его адвокатам, засекретив все, что он скажет, под предлогом соблюдения тайн национальной безопасности.
Государственные юристы просят судью, полковника американской армии Джеймса Пола (James Pohl), отдать охранный судебный приказ, утверждающий решение американских властей наложить гриф «Совершенно секретно/секретная информация с особым режимом хранения» на все заявления Мохаммеда и четырех его сообвиняемых, включая мимолетные высказывания при общении с адвокатами.
Цель такой просьбы - не в том, чтобы предотвратить обнародование украденных секретов или результатов работы шпионов «Аль-Каиды». Скорее, суть этого запроса - в том, чтобы не дать пяти подозреваемым из «Аль-Каиды» открыто и публично рассказать о том, что американские власти делали с ними в те долгие годы, когда их содержали и допрашивали в секретных тюрьмах ЦРУ.
Читайте также: 8 лет спустя после сентябрьских террактов
Вся пятерка обладает знаниями совершенно секретной информации о методах допросов, и вряд ли стоит рассчитывать на то, что они сохранят свои знания в тайне. Как утверждают государственные юристы, следует исходить из того, что сказанное обвиняемыми может привести к несанкционированному разглашению данных секретов.
Адвокаты защиты заявляют в ответ, что такое «презумптивное засекречивание» органами власти незаконно и противоречит конституции. Кроме того, в таких условиях им будет практически невозможно результативно защищать своих клиентов.
«Государство пытается подвергнуть цензуре заявления обвиняемых, выступая с пугающими утверждениями в духе Оруэлла: поскольку подсудимого «содержали и допрашивали в рамках программы ЦРУ» в секретных тюрьмах, подвергали пыткам, дурно с ним обращались, он «узнал о секретных источниках, методах и способах работы», и поэтому ему надо заткнуть рот, дабы он не раскрыл то, что с ним делало государство». Об этом написала Хина Шамси (Hina Shamsi) в ходатайстве, поданном от имени Американского союза гражданских свобод (American Civil Liberties Union).
«Государство не имеет полномочий засекречивать показания обвиняемых на том основании, что они обладают личными знаниями о его поведении и действиях, и сами стали объектом таких действий», - заявила Шамси.
Судья Пол выделил шесть дней на рассмотрение почти трех десятков ходатайств в защищенном и тщательно охраняемом зале судебных заседаний на базе ВМС США в кубинском заливе Гуантанамо.
Также по теме: Кто финансирует исламистов Аль-Шабаба?
В ходе слушаний планируется определить основные процедуры и решить правовые вопросы до начала суда военной комиссии над пятью предполагаемыми членами «Аль-Каиды», которых обвиняют в том, что они планировали и помогали осуществлять террористические нападения 11 сентября.
Дата суда пока не назначена. Если подсудимые будут признаны виновными, всем им грозит смертная казнь.
Кроме вопроса о презумптивном засекречивании, Пол намерен выяснить, будут ли во время суда действовать все меры конституционной защиты в полном объеме, или правовые стандарты будут понижены.
Он выслушает прения сторон по вопросу о том, возможно ли провести честный и справедливый судебный процесс в военном суде в условиях, когда высокопоставленные американские руководители в своих заявлениях уже до суда заявили о виновности Мохаммеда. Среди тех, кто делал эти ставшие широко известными заявления, были президенты и главнокомандующие Буш и Обама.
Судье предстоит выяснить, получили ли защитники обвиняемых до предъявления их подзащитным официальных обвинений военной комиссией достаточно возможностей представить свои доводы о том, что обвинения в совершении уголовных преступлений являются необоснованными.
Пол также рассмотрит вопрос о том, как разрешить сохраняющиеся противоречия по поводу попыток руководства тюрьмы в Гуантанамо проверить юридические документы арестантов и убедиться в том, что там не содержится контрабанда. Защитники заявляют, что действия охраны нарушают права их клиентов на адвокатскую помощь.
Читайте также: Женщины в авангарде исламского пробуждения
Этот процесс с участием военной комиссии был организован специально, чтобы создать юридическую альтернативу суду над подозреваемыми на американской территории. Там они как обвиняемые получили бы полные гарантии защиты по конституции США.
Вместо этого суд над Мохаммедом и его соответчиками пройдет в Гуантанамо - в более усеченной с правовой точки зрения версии. Пока непонятно, как Пол будет искать баланс между правом обвиняемых на справедливый и честный суд и долгом государства охранять секреты национальной безопасности.
Специальный зал судебных заседаний, в котором пройдет суд с участием комиссии, представляет собой галерею, где зрителям будет разрешено наблюдать за процессом через толстое звуконепроницаемое стекло.
Звук из зала суда поступает в галерею для зрителей через громкоговорители с 40-секундной задержкой, которая даст возможность государственным цензорам прекращать трансляцию, если случайно будет разглашена секретная информация.
Таким образом, зрители смогут наблюдать за происходящим в зале в режиме реального времени, однако все произнесенные слова и прочие звуки будут доходить до галереи для публики лишь после их проверки цензорами-невидимками на предмет пригодности для общественного потребления.
Затребованная процедура презумптивного засекречивания дополнит 40-секундную задержку аудиотрансляции.
Также по теме: «Демократическая весна» в исламском мире
Если судья даст свое согласие, предлагаемые меры защиты потребуют от адвокатов обвиняемых заранее сообщать судье и властям все то, что их подзащитные по делу 11 сентября намерены сказать в суде.
«Поскольку все показания и заявления обвиняемых предположительно содержат сведения, подпадающие под гриф «Совершенно секретно/секретная информация с особым режимом хранения», защита обязана представлять уведомления … о том, намерены ли обвиняемые делать заявления и давать показания на каждом заседании», - говорится в предложенном к утверждению судебном приказе.
Требования органов власти основаны на опасениях, что обвиняемые публично изложат подробности о том, как с ними обращалось Центральное разведывательное управление.
«Поскольку обвиняемые подвергались аресту, содержанию и допросам по программе ЦРУ, они познакомились с секретными источниками, методами и процессом работы управления, - говорится в ходатайстве государства. – Из-за полученного доступа к секретной информации обвиняемые могут изложить данную информацию публично в своих заявлениях».
«Следовательно, любые заявления обвиняемых презумптивно являются секретными, и останутся таковыми до тех пор, пока не будет завершен анализ на предмет секретности», - отмечается в ходатайстве.
Как заявляет государство, некоторые детали программы секретных допросов были раскрыты, а некоторые сохраняются в тайне. Среди секретных деталей - информация о местонахождении тюрем ЦРУ, о сотрудничестве и содействии иностранных государств, о персонале, задействованном в поимке, содержании и допросах обвиняемых, о конкретных способах ведения допросов некоторых задержанных, - говорится в ходатайстве.